«ТОП Тверь» продолжает вместе с читателями вспоминать наших земляков, проявивших в боях Великой Отечественной войны героизм и мужество, вплоть до самопожертвования. Сегодня Маргарита Васильева расскажет про летчика Павла Кайкова.
Это имя тверитянам известно: в честь Павла Кайкова названа одна из улиц областного центра, вот памятная доска, установленная на этой улице.
Его имя носит один из тверских колледжей. Павел Кайков в свое время там учился. Правда, тогда это был не колледж, а ФЗУ при Калининском вагоностроительном заводе.
Он жил в небе
На этот завод наш земляк и пришел работать токарем по металлу. Но ограничивать свое образование только лишь рабочей специальностью комсомолец Кайков не собирался. Он мечтал о небе. И успел осуществить свою мечту – поступил в летную школу в Одессе, окончил ее незадолго до войны.
На фронт Павла призвали в июне 1941 года. Лётчик 147-го истребительного авиационного полка лейтенант Кайков буквально жил в небе. Он одинаково уверенно чувствовал себя за штурвалом истребителя и транспортного ПО-2. За пять месяцев службы он 110 раз вылетал в тыл противника, на связь и доставку продовольствия и припасов партизанам. Вывозил раненых, доставлял спецпочту. И 67 раз – на штурм вражеских объектов.
Пять раз его в небе окружали враги. Четыре раза он вышел из боя с победой. Пятый бой оказался последним.
Не хватило высоты
Это был ноябрь 1941 года, Карельский фронт. Эскадрилья, в состав которой входил и истребитель лейтенанта Кайкова, только что успешно обстреляла войсковые соединения противника на Кестеньгском направлении. Летчики уже шли на посадку на аэродром Лоухи, как вдруг появились «Мессершмитты».
А боеприпасы были на исходе, напомним, летчики возвращались с задания. Противник специально подгадывал момент для удара – знал, что патроны и топливо почти истрачены, так что враги рассчитывали на легкую победу.
Наверное, они не ожидали, что один из истребителей пойдет в лобовую атаку. Это была машина Павла Кайкова – он стал отвлекать «Мессеры», давая товарищам шанс дотянуть до аэродрома.
От одного вражеского самолета герой еще сумел отстреляться, тот вышел из боя. На другой «Мессершмитт» боеприпасов уже не осталось, пришлось идти на таран. Летчик попытался «срубить» хвост противника своим винтом.
При большом мастерстве и определенной доле везения этот прием – таран в воздухе – оставлял отважным пилотам шанс на спасение, возможность катапультироваться или даже посадить самолет. Но при условии достаточной высоты.
А Павел Кайков догнал врага почти у земли – самолеты чуть ли не за верхушки деревьев цеплялись. Высоты не хватило. Фашистский самолет рухнул и истребитель Кайкова за собой утащил. Очевидцы боя вспоминали, как врезались в землю оба самолета. Выброситься с парашютом лейтенант не успел.
Как отмечали в своих воспоминаниях однополчане, Павел был хоть и совсем молодым – 24 года, но уже опытным авиатором. И понимал, что может случиться. Но решил отвести беду от своих товарищей хоть бы и ценой своей жизни.
Он похоронен в Мурманской области, недалеко от места, где принял последний бой.
Лейтенанту Кайкову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза…
Маргарита Васильева