В Твери завершился очередной отопительный сезон. Эта новость прошла не особо заметно, и сейчас даже мало кто вспомнит, какого числа в областном центре официально перестали греть батареи – то ли в самом начале мая, то ли в середине. Все предельно просто: минувшую зиму с ее температурными перепадами Тверь пережила благополучно. Разумеется, случались аварии, но не было при этом масштабных прорывов, которые бы обсуждал весь город.
Мы как-то очень быстро привыкли к тому, что отопление дают вовремя и так же в штатном режиме его отключают. А с текущего года и вовсе стартует долгожданная модернизация тверских теплосетей. Именно эта тема стала основной на прошедшем вчера, 30 мая, заседании областного правительства. Ранее специальной комиссией уже был одобрен план проекта, который теперь осталось претворить в жизнь.
Ни для кого не секрет, что латанное-перелатанное оборудование давно уже требует замены, как и насквозь проржавевшие трубы. Неслучайно проект модернизации теплосетей берет под личный контроль губернатор Игорь Руденя – речь идет о стратегически важном объекте, который десятилетиями работал на честном слове.
Давайте вспомним, как так получилось.
Наследники Остапа Бендера
В приснопамятные советские времена все сферы жизни находились под государственным контролем. Мы не будем сейчас рассуждать на тему морали и этики, наш разговор – о ЖКХ. Водоканалом, теплосетями, общественным транспортом и энергетикой занимались профильные ведомства, и за каждую сферу отвечали конкретные лица. Более того, все работы были строго регламентированы и проводились по государственным стандартам. Говоря по-простому, за «коммуналкой» следили, и иначе просто быть не могло.
К сожалению, так лишь казалось. Когда распался Союз, одновременно с ним рухнули все общественные и финансовые институты. То, что выстраивалось десятилетиями, словно бы сдуло ветром перемен. Сфера ЖКХ продолжала катиться по старым рельсам, истощая собственный ресурс, однако это была инерция. Да, наследие исчезнувшей страны оказалось в итоге довольно прочным, и девяностые тверская «коммуналка» проскочила. Но вот дальше начались трудности.
Один за другим у теплосетей менялись собственники – трубы с котельными переходили из рук в руки, и каждый стремился выжать из них по максимуму. И без того обветшавшие коммуникации работали на износ, а владельцы, среди которых однажды затесалась даже фирма из Ярославля, не вкладывали в оборудование ни копейки. Тверскую «коммуналку» фактически отдали на откуп пришлым бизнесменам, которых интересовало только одно: прибыль.
Ни о каком цивилизованном капитализме не шло и речи. Собственники экономили буквально на всем, и к середине 2010-х износ коммуникаций на отдельных участках достигал немыслимых 97%. Вы только вдумайтесь в эти цифры! Тут даже не скажешь, что трубы держались на честном слове – они уцелели фактически чудом. Аппетиты же коммерсантов при этом только росли, и в погоне за прибылью они ввели в обиход так называемые сужающие устройства. Эдакое тверское «ноу-хау», когда тепла поступало меньше, чем нужно, а платили горожане по полной программе.
Дальше – больше. Коммунальщики максимально затягивали окончание отопительного сезона, и какое-то время в Твери не смеялись над фразой «отапливать улицу». Батареи жарили настолько невыносимо, что жителям приходилось настежь открывать окна. И за это им, к слову, регулярно приходили платежки. А заезжие дельцы, обнаглев, шантажировали городские власти, то и дело предъявляя претензии и требуя компенсации за будто бы недополученную прибыль. Хотя по факту они сами задолжали городу и горожанам модернизированные теплосети.
Их ведь, напомним, никто не ремонтировал и уж тем более не обновлял.
Ночь темна и полна ужаса
То, что мы описали выше, стало возможным как раз при отсутствии государственного контроля. Российский бизнес не справился со своей задачей, хотя перспективы поначалу виделись самыми радужными. Казалось бы, частный капитал и здоровая конкуренция должны были поднять тверское ЖКХ на приличный уровень. Увы, этого не случилось. Выходцы из девяностых умели только считать прибыль, не имея при этом никакого желания вкладываться.
Подобные истории случались по всей стране, а кое-где до сих пор коммуналкой заправляют местные кланы. Но наверху вовремя вспомнили, что сфера ЖКХ – это стратегически важный актив, который ни в коем случае нельзя отдавать кому попало. И опыт других стран, когда бизнес подходит к «коммуналке» ответственно, к сожалению, на российской почве пока не прижился.
Это касалось не только тверских теплосетей. Примерно все то же самое мы наблюдали и в сфере обращения с отходами, и в случае с водоканалом, и особенно с общественным транспортом. Сейчас уже трудно поверить, но чуть больше трех лет назад по Твери еще гонялись друг с другом гастарбайтеры на полуразвалившихся автобусах. В сводках ДТП того времени частенько фигурировали маршрутные такси, а сегодня само это словосочетание вызывает удивление.
Объяснение всему этому простое: последние несколько лет власти методично занимаются консолидацией активов, куда входит как транспорт, так и коммунальные сети. В том числе теплогенерирующие компании. В Тверской области это началось еще в 2016 году. Напомним, городские коммуникации упорно ползли к точке невозврата. Тогдашние владельцы теплосетей перерыли всю региональную столицу, тщетно пытаясь устранить многочисленные прорывы. Центральные улицы напоминали зону активных боевых действий, а траншеи коммунальщиков ассоциировались с окопами. Но даже эти грубые попытки ремонта оказались лишь видимостью, пылью в глаза.
Отдельные раскопы уродовали город месяцами, никаких работ там при этом не проводилось, а в один из осенних дней в разрытую теплотрассу упал ребенок. Девочка восьми лет получила ожоги, составившие половину площади ее тела. Тверское ЖКХ без преувеличения становилось опасным. А потом пошли резонансные уголовные дела – с побегами за границу, всероссийской печальной «славой» и разбитыми фактически в ноль коммуникациями. И все это перед подступающими холодами.
Региональная власть буквально вручную запускала тогда отопительный сезон, а губернатор Игорь Руденя лично выезжал на прорывы коммуникаций, инспектируя процесс ремонта. В итоге Тверь все-таки не замерзла наступившей зимой, хоть и была на грани.
Готовь котлы летом
Самым показательным во всей этой истории стало то, что Тверь в тот момент оказалась на расстоянии вытянутой руки от коллапса. Страшно представить, до чего в итоге могла дойти ситуация, если бы теплосети так и остались в частных руках без государственного контроля. Уже лопались трубы, целые кварталы сидели без тепла в аномальные морозы, а люди падали в кипяток. И было очевидно: то, что разворовывалось десятилетиями, не восстановишь будто по волшебству.
Откровенно говоря, не все верили, что ситуацию в принципе можно исправить. Однако время шло, а прорывов не становилось больше. Напротив, их количество медленно, но верно уменьшалось. Разумеется, в Лету они не канули – слишком сильный удар был нанесен городскому хозяйству. Однако первый шаг оказался сделан: коммунальные активы перешли под государственное управление. А шаг следующий – это и есть та самая модернизация, о которой все говорят и которую ждут.
Будем реалистами: года и даже двух-трех лет недостаточно, чтобы полностью обновить убитую инфраструктуру. Быстро ничего не получится, к этому нужно быть морально готовыми. Тем не менее, всего несколько лет назад мало кто верил в победу над засильем маршруток. А Западный мост, который было записали чуть ли не в городские легенды, уже начинает обретать свои очертания. Так что и новые трубы с котельными – это не мечта, а планы.
Впрочем, не будем бежать впереди паровоза. Наберемся терпения и понаблюдаем. Ведь все происходит на наших глазах. А нам есть с чем сравнить.
Сергей САВИНОВ