Читатель Толстов: вкусные рецепты, Пиноккио и убийства по вторникам

11:00

10 января 2025

221

Читатель Толстов: вкусные рецепты, Пиноккио и убийства по вторникам

Чем хороши книги, — они редко стареют, и остаются актуальными даже если их переиздают спустя много-много лет. В сегодняшнем выпуске рубрики «Читатель Толстов» такие книги тоже есть, обратите внимание. Выбирайте, изучайте, читайте!

КНИГА НЕДЕЛИ

  • Альба де Сеспедес «Запретная тетрадь». Изд-во «Лайвбук», перевод И.Кац, 18+.

Книга Альбы де Сеспедес «Запретная тетрадь» считается шедевром европейской литературы ХХ века, и только сейчас выходит в переводе на русский язык. Отзывы об этой книге впечатляют: «эмоциональная сила дневника и глубина психологического романа», «мощный голос женской души, пробуждение годами дремавшей внутренней жизни». Валерия – обычная женщина: скучный муж, неинтересная работа, двое стремительно взрослеющих и отдаляющихся детей. Она типичная женщина начала 1950-х, послевоенной Европы: добродетельная, внимательная, но неспособная ни к бунту, ни к протесту. Жизнь идет своим чередом, но что-то не так, что-то томит Валерию. И вот она покупает толстую тетрадь, в которую решает записывать свои мысли и разные факты своей повседневной жизни. «Напрасно я купила эту тетрадь, не стоило. Но уже поздно сожалеть, что сделано, то сделано» — гласит первая запись в «запретной тетради», сделанная 26 ноября 1950 года. Ее «запретная тетрадь» становится для Валерии пространством личной, внутренней свободы. Только наедине со своими записями она может быть собой, такой, какой она себя считает. «Запретная тетрадь» включает записи, сделанные в течение полугода – уже в мае следующего года Валерия напишет «От всего, что я пережила за последние месяцы, вскоре останется только запах гари» — и сожжет «запретную тетрадь». Но читатель проследует вместе с ней по этим месяцам, а по сути – совершит путешествие по внутреннему миру женщины, в котором домашние заботы и хлопоты сочетаются с размышлениями о жизни, судьбе, любви, вере… Валерия общается с родственниками, испытывает легкую влюбленность к своему начальнику на работе, переживает за старшую дочь, которая переживает из-за того, что ее друзья гораздо богаче, чем она. Но из этих повседневных записей создается, как из мозаики, портрет женщины, женской души, закрытой от внешнего мира, но полной своих конфликтов, скрытых обид, очарований, воспоминаний и запретов. Она сомневается в своем предназначении быть только хранительницей семейного очага, и больше никем – тогда как Валерия чувствует и переживает многие события эмоциональнее, глубже. «Запретную тетрадь» можно отнести к одному из первых произведений феминистской литературе, которая прикасается к внутреннему миру женщины – но делает это деликатно, тактично и чрезвычайно занимательно. Замечательная книга о том, как с помощью письма можно попробовать вернуть себе власть над собственной жизнью.

 

  • Джорджо Агамбен «Пиноккио. Философский анализ». Изд-во «АСТ-Лед», перевод М.Козлова, 18+.

Джорджо Агамбен – наверно, самый веселый философ современности. Я до сих пор помню его книгу «Высочайшая бедность» (16+), где он изящно и остроумно объяснял, почему христианское монашество, создавшее собственные правила жизни, оказалось самым прогрессивным классом в средневековой жизни, но спасовало, как только появился капитализм, который предлагал не правила, а деньги. «Пиноккио» Карло Коллоди — очень популярная сказка, неоднократно экранизированная и проиллюстрированная. Однако если к ней присмотреться, останется немало вопросов, главный из которых — в чем же действительный смысл написанного, что значит для нас, как для читателей, история этого деревянного мальчика? Агамбен разбирает сюжет о деревянном мальчике, который мечтал стать человеком, с самых разных позиций. Это может быть и масонский сюжет о достижении идеала путем подвижнической деятельности. Эта история может иметь и религиозную подоплеку – все мы, в сущности, являемся обрубками полена, предназначенного в топку, спасутся только те, кто совершает добрые дела. Агамбен обнаруживает в «Пиноккио» и эзотерическую интерпретацию – ведь это история успеха, пути к славе, которая самому герою не приносит счастья. Есть здесь и глубокий философский смысл – если рассматривать историю Пиноккио как проекцию несчастного детства, определившего дальнейшую судьбу героя. За веселым сказочным сюжетом о похождениях деревянной куклы обнаруживаются могучие интерпретации и смыслы, и это делает чтение книги Агамбена невероятно увлекательным и познавательным. В оформлении издания использованы классические иллюстрации из первого издания книги Карло Коллоди.

Читатель Толстов: вкусные рецепты, Пиноккио и убийства по вторникам

Фото: ast.ru/redactions/lyod

  • Вячеслав Никонов «От второй мировой к холодной войне. Немыслимое». Изд-во «ОГИЗ-АСТ», 18+.

Известный политолог, телеведущий, доктор исторических наук (а еще он внук советского премьер-министра Вячеслава Молотова, и, говорят, назван в его честь) написал фундаментальный исторический труд – поистине фундаментальный, том объемом почти в тысячу страниц! И в новой книге Никонов рассматривает один из самых малоизученных эпизодов нашей истории. Как так получилось, что союзники в борьбе с Гитлером, русские и американцы, спустя считанные месяцы после Победы стали непримиримыми врагами? В общем, все факты известны, вчерашние союзники просто не сумели правильно поделить сферы влияния, да и американцы всячески подзуживали открыть «вторую серию» войны то Турцию, то Британию. В какой-то момент холодная война стала неизбежной, поскольку сохранились главные противоречия между США и СССР – прежде всего идеологические. А вскоре началась атомная эра, появилось новое сверхмощное оружие, и Запад уже считал, что еще чуть-чуть – и советский режим будет уничтожен. В марте 1946 года Черчилль фактически объявил Советскому Союзу войну – пусть и холодную, но существовал план «Немыслимое», план немедленной войны с Советским Союзом силами английских, американских и германских войск. План не был реализован, но, казалось, немыслимое произошло: за несколько месяцев от былого «боевого братства» не осталось и следа. Вячеслав Никонов написал очень подробное исследование, что в эти месяцы происходило в мире – не только в Европе, но и в странах Африки, например, и во Франции. Как была создана ООН, как началась атомная эра, как капитулировала Япония. И откуда нынешняя враждебность к нам западных элит.

Читатель Толстов: вкусные рецепты, Пиноккио и убийства по вторникам

Фото: ast.ru/redactions/ogiz

  • Софья Буксгевден «Жизнь и трагедия императрицы Александры Федоровны». Изд-во «Центрполиграф», 16+.

Воспоминания личной фрейлины последней российской императрицы, супруги Николая Второго Александры Федоровны. Самое интересное – это подробное, буквально по дням, описание жизни семьи бывшего императора после его отречения в феврале 1917 года и до расстрела в Екатеринбурге в июле 18-го. Сама Софья Буксгевден чудом избежала этой участи – ей не хватило места в поезде с императорской семьей и слугами, который отправлялся в Екатеринбург. После она разыскала немногих слуг, которые выжили (кого-то отпустили проведать дядю, лакей Чемодуров буквально накануне расстрела заболел и попал в госпиталь), и они рассказали много подробностей. Софья Буксгевден описывает, как в Петрограде Керенский готовил большой судебный процесс против императора, но что-то пошло не так. Как в Тобольске, куда сослали царскую семью, на всех выдали пять вилок, потому что боялись, что император попробует сбежать (а так-то куда он сбежит, с пятью-то вилками). Как «революционные комиссары», охранявшие бывшего царя, унижали и его, и его близких – могли, например, «забыть» прислать обед или во время трапезы войти в столовую и брать грязными руками еду с тарелок. Впервые читаю о жизни царской семьи после отречения, интересные там факты обнаруживаются.

Читатель Толстов: вкусные рецепты, Пиноккио и убийства по вторникам

Фото: cnpol.ru

  • Игорь Орлов «От фестиваля к фестивалю: международный молодежный туризм в СССР в 1957-1985 годах». Изд-во «Издательский дом Высшей школы экономики», 18+

Историк Игорь Орлов осваивает интересную и малоизвестную нишу в отечественной исторической литературе – вопросы советского туризма. Он написал несколько великолепных исследовательских монографий, среди которых есть история выездного зарубежного туризма в СССР («Руссо туристо», 16+), есть взгляд с другой стороны – как Советский Союз воспринимали иностранные туристы («See the USSR», в соавторстве с А.Поповым, 16+). Новая монография Игоря Орлова на основании документов центральных и региональных архивов, материалов периодической печати и комплекса научной литературы реконструирует историю бюро молодежного международного туризма «Спутник», главного учреждения в СССР, «отвечавшего» за массовый молодежный туризм. На страницах книги оживают люди, отстраивающие систему молодежного туризма в СССР, а также молодые советские путешественники, открывающие для себя окружающий мир, и прежде всего за пределами советской ойкумены. Издание охватывает целый ряд вопросов: это проблемы институционализации, создания материально-технической и финансовой базы международного молодежного туризма; география и объемы въездного и выездного туризма; техники гостеприимства и объекты показа; открытие советской молодежью зарубежья и взгляд молодых иностранцев на советскую действительность; теневые аспекты молодежного туризма.

Читатель Толстов: вкусные рецепты, Пиноккио и убийства по вторникам

Фото: id.hse.ru

  • Иван Кривушин «Сто дней во власти безумия. Руандийский геноцид 1994». Изд-во «Издательский дом Высшей школы экономики», 18+

Очень интересная монография. В 1994 году в Руанде вспыхнула резня, когда одна часть населения, принадлежавшая к народности хуту, вырезала тех, кто относился к народности тутси. За сто страшных дней с 7 апреля по 17 июля 1994 г. в Руанде было убито, согласно официальной оценке, не менее 937 тыс. человек, в подавляющем большинстве — тутси. Этот геноцид тутси, который традиционно сравнивают с Холокостом, был «самым концентрированным актом геноцида в истории человечества»: его повседневная интенсивность «по меньшей мере, в пять раз» превосходила темпы уничтожения жертв в немецких лагерях смерти. Профессор НИУ ВШЭ Иван Кривушин много лет изучает геноцид в Руанде, и его монография выходит уже третьим изданием. Это максимально полное и комплексное исследование трагедии, бушевавшей в далекой африканской стране. Впервые в отечественной истории представлены не только анализ исторических предпосылок и причин резни в Руанде, но и названы его основные организаторы и участники, роль в геноциде СМИ и христианских церквей. Исследование, основанное на большом массиве источников, показывает, как формировался «дискурс геноцида», как традиционные административные структуры трансформировались в механизмы массового истребления «врагов» и их «сообщников», как менялось сознание вовлеченных в него людей, в каких формах осуществлялось сопротивление геноциду и какими способами оно было подавлено.

Читатель Толстов: вкусные рецепты, Пиноккио и убийства по вторникам

Фото: id.hse.ru

  • Маша Трауб «Тропа желаний». Изд-во «Эксмо», 16+

Не так давно Маша Трауб в интервью рассказала о том, как родился замысел этого романа: «Опять же тот случай, когда я отталкивалась от фразы. В моем детстве так называли тропинку, которая вела огородами или между заборами от одного дома к другому. Тропинку, которую протоптали люди там, где им удобно ходить или срезать путь. Я в детстве верила, что такая тропа действительно исполняет желания. История о том, как в беде, тяжелой ситуации, когда надежды не осталось, на помощь приходят совершенно посторонние люди. Действие развивается в одном доме, дворе – та драматургия, которую я люблю. Единство места и действия, когда относительно замкнутое пространство насыщается все новыми и новыми героями – так, что уже им и повернуться негде».  Роман «Тропа желаний» написан в традиционной для Маши Трауб манере, где все события происходят в гармоничном единстве времени и пространства. В данном случае — доме, считавшемся заброшенным, но ставшим надежным кровом для молодой женщины и ее маленького сына. Какая беда привела их сюда, какие события заставили скрываться? Эту тайну решили разгадать соседки — уже немолодые женщины, оставшиеся одинокими. Именно их неравнодушие, как и других героев романа, приведет эту историю к счастливому финалу, а «тропа желаний» действительно окажется счастливой.

Читатель Толстов: вкусные рецепты, Пиноккио и убийства по вторникам

Фото: eksmo.ru

  • Пьерджорджо Пулижи «Книжный клуб «Убийства по вторникам». Изд-во «МИФ», перевод «Манн, Иванов, Фербер», 16+.

Не успели мы привыкнуть к заседаниям «клуба убийств по четвергам», так называется цикл детективных романов Ричарда Османа, как бах – и издательство «МИФ» зазывает нас в другой клуб убийств, только теперь по вторникам. Большой поклонник детективов Марцио Монтекристо уже несколько лет открывает небольшой книжный магазин в центре Кальяри, специализирующийся на детективных романах. Название книжного магазина Les Chats Noirs («Черные кошки») – дань уважения владельца магазинчика двум черным кошкам, которые однажды появились в магазине и больше не уходили, и Марцио назвал их Мисс Марпл и Пуаро. Несмотря на плохой характер владельца, книжный магазин очень посещаем, и Патрисия, молодая сотрудница спасает клиентов от суеты владельца. В книжном магазине также есть маленький клуб, где читатели по вторникам собираются после закрытия, чтобы обсудить какие-нибудь детективные истории – из прочитанных на неделе. Но тут на заседание клуба приходит полицейский суперинтендант Анджела Димасе – чтобы попросить о помощи в расследовании, которое она ведет. По городу разгуливает садист-убийца, получивший прозвище «Убийцы с песочными часами». И вот самодеятельные сыщики во главе с экспансивным хозяином магазина Марцио берутся за расследование этого запутанного дела. Как всегда, уютный детектив с пледом, чаепитиями и прочими атрибутами домашнего развлечения.

Читатель Толстов: вкусные рецепты, Пиноккио и убийства по вторникам

Фото: mann-ivanov-ferber.ru

  • Настасья Реньжина «Сгинь!». Изд-во «Эксмо», 18+.

Русский магический реализм как он есть. Где-то на границе Ленинградской и Вологодской областей утопает в снегу избушка, в ней – мужчина и женщина. Оба они оказались здесь в силу разных обстоятельств, они не муж с женой, а просто вот так жизнь сложилась, что теперь приходится вместе зимовать. И вот как-то раз мужчина что-то замечает в сугробе, начинает копать – и выкапывает голый труп, насквозь промерзший. А после оба нарушают главную заповедь – нельзя притаскивать мертвеца в дом, потому что потом от него не избавиться… Незваный гость бесцеремонно вторгается в незатейливый быт героев, опрокидывает устои, на которых держится их мир, вытаскивает давно позабытые скелеты из самых глухих шкафов. И, главное, от нового жильца никак не избавиться, не выпроводить вон и даже не устранить физически – мертвых не убивают. «Сгинь!» — великолепный образец мистической прозы, да еще и написанной с изрядным психологическим мастерством. Мы буквально физически ощущаем это чувство одиночества и обреченности людей, оказавшихся один на один с какой-то опасной хтонью. И сама история завораживает: как отношения между мужчиной и женщиной, допрежь бывших друг другу совершенно чужими, меняются, как только появляется «третий лишний» — загадочный гость из иных миров.

Читатель Толстов: вкусные рецепты, Пиноккио и убийства по вторникам

Фото: eksmo.ru

  • Кирилл Королев «Нечистая сила. Темные духи русского фольклора». Изд-во «Азбука», 16+.

Сейчас модно «разбирать на части» известные мифологические и архетипические сюжеты, и в этой книге Кирилл Королев представляет свою версию биографий Кащея Бессмертного и Бабы-Яги – не биографии реальных исторических персонажей, а определенных культурных архетипов. Кащей Бессмертный, до 1945 года, когда появился знаменитый советский фильм-сказка Александра Роу, оставался где-то на обочине мира русской нечисти, а после стал самым популярным сказочным злодеем – поистине воплощением мирового зла как такового. Оказывается, за право считаться родиной Кащея сражаются два населенных пункта – Старица в Тверской области и село Кукобой в Ярославской области. А сам образ Кащея стал воплощением абсолютного правителя царства темных сил – причем, учитывая корону и общую худобу, некоторые исследователи считают, что Кащей еще символизирует и Запад, западное влияние. Бабе-Яге в этом смысле повезло по-другому – как именно, узнаете, прочитав эту веселую, остроумную и вполне при этом научную книгу.

Читатель Толстов: вкусные рецепты, Пиноккио и убийства по вторникам

Фото: azbooka.ru

  • Сьон «Темнотвари». Изд-во «АСТрель-Спб», перевод О.Маркелова, 18+.

В России творчество исландского писателя Сьона (его настоящее имя Сигюрйоун Сигюрдссон) известно благодаря серии Елены Дорофеевой «Нордбук», в которой вышел цикл самых известных романов Сьона «Кодекс1962». Но этот роман – исторический, рассказывает о малоизвестных страницах истории Исландии, семнадцатом веке. В основу романа легла биография самобытного исландского естествоиспытателя, медика и поэта — Йоуна Гвюдмюндссона по прозвищу Учёный (1574—1658), обвиненного в ереси и изгнанного на пустынный остров. В условиях суровой природы и социальной изоляции он размышляет о своем прошлом: борьбе с демоном, массовой бойне баскских моряков и смерти своих детей. У Сьона он выступает под другим именем, и в последней главе Сьон дает вполне фантастическое объяснение, почему решил сделать так. Под реальными именами в романе выступают исторические лица, с которыми взаимодействует главный герой, и их влияние на судьбу талантливого книжника-самоучки с североисландского хутора в целом соответствует историческим реалиям. Язык романа частично стилизует исландские тексты XVII века с их тяжеловесным синтаксисом («периодами») и диковинной лексикой (для передачи которой переводчику пришлось порой прибегать к созданию неологизмов). Самым драматичным событием недавно минувшей для героев романа эпохи была Реформация (1538—1550): смена веры сопровождалась кровопролитными распрями и уничтожением католических книг и статуй. Разумеется, для представителей многих знатных родов в Исландии религиозная война была средством выяснения личных отношений отнюдь не богословского толка. Хотя для героя-рассказчика Реформация —события почти вековой давности, он относится к ней не как к далёкому прошлому, но как к живой современности: на момент его повествования последствия Реформации ещё сказываются по всей стране, и в дни молодости героя борьба официальной лютеранской церкви с католическими верованиями и святынями, сохраняющимися в народе, всё ещё была в разгаре.

Читатель Толстов: вкусные рецепты, Пиноккио и убийства по вторникам

Фото: astrel-spb.ru

  • Джон Гришем «Спарринг-партнеры». Изд-во «Neoclassic», перевод В. Антонова («Возвращение домой»), А. Кабалкина («Земляничная луна», «Спарринг-партнеры»), 18+.

Классик американской жанровой литературы, создатель жанра юридического (или судебного) детектива, Джон Гришем возвращается с неожиданной книгой – не очередным романом, а сборником из трех повестей. В первой, «Возвращение домой», мы снова оказываемся в округе Форд, где происходит действие многих романов Гришема. Адвокату Джейку предстоит помочь своему коллеге Маку Стаффорду, который три года назад таинственно исчез, оставив жене крупную сумму наличными. Теперь Мак вернулся, но не знает, как это лучше устроить. В «Земляничной луне» Коди Уоллес уже 14 лет сидит в камере смертников в ожидании отмены смертной казни, и придумывает необычный ход, как избежать наказания. Больше всего понравилась повесть «Спарринг-партнеры», давшая название сборнику: история о двух братьях, Кирке и Расти, унаследовавших контроль над юридической фирмой отца после того, как тот попадает в тюрьму. Вот только братья искренне ненавидят друг друга, и, когда будущее конторы оказывается под угрозой, лишь один человек способен спасти фирму от краха. Но готов ли он пожертвовать всем, если на кону стоит его собственная жизнь?

Читатель Толстов: вкусные рецепты, Пиноккио и убийства по вторникам

Фото: ast.ru/redactions/neoclassic

  • Александр Горбунов «Давид Боровский». Изд-во «Молодая гвардия», 16+.

Первый раз в биографической серии «ЖЗЛ» вижу книгу не о театральном режиссере, или о каком-нибудь актере, а о сценографе, оформителе спектаклей. Впрочем, Давид Боровский, безусловно, заслуживает такого внимания. В знаменитом театральном словаре Патриса Пави упомянуты только три представителя отечественного театрального искусства – режиссеры Константин Станиславский и Всеволод Мейерхольд и сценограф Давид Боровский. Автор книги о нем утверждает, что именно благодаря Боровскому произошли тектонические сдвиги в советском театральном искусстве. До Боровского сценограф, оформитель спектакля был фигурой подчиненной, служебной, и благодаря Боровскому вырос до полноценного соавтора сценического действа. Давид Боровский прославился прежде всего своими работами в Театре на Таганке. Начинал же он со скромной должности декоратора в театре им.Леси Украинки в Киеве. Там же познакомился с Юрием Любимовым, получил приглашение в «Таганку», и произвел революцию в сценографии – «А зори здесь тихие», «Гамлет», «Мастер и Маргарита», то есть практически все знаковые постановки Любимова, которые были бы совсем иными без участия (вернее, полного соавторства) Давида Боровского.

Читатель Толстов: вкусные рецепты, Пиноккио и убийства по вторникам

Фото: gvardiya.ru

  • Оливер Хогг «Эволюция оружия». Изд-во «Центрполиграф», перевод А.Любин, 16+.

Переиздание одной из самых важных (и авторитетных) книг по истории оружия, исследование британского ученого Оливера Хогга, который доводит историю оружия до примерно XIV века, до изобретения пороха и начала массового применения артиллерии. Оружие – это прежде всего, говорит Хогг, материальное выражение управляемой агрессии, которая свойственна человеческой природе. У Хогга есть такая теория, что именно мотивированная агрессия определяла не просто рождение новых образцов оружия, но и их внешний вид, и особенности применения. Он рассматривает виды личного вооружения (мечи, копья, дубины, луки), доспехов (кольчуги, туники, шлемы), роды военных машин (катапульты, арбалеты, гаубицы), разновидности взрывчатых веществ (инициирующие, метательные, бризантные). Хогг описывает военные организации Древнего мира: египетские отряды ополченцев, «царский полк» Ассирии, флот Карфагена, греческие фаланги и легионы Рима – одна из лучших армий мира. Каждая армия строилась по оригинальной модели, которая учитывала в том числе – вернее, прежде всего – особенности вооружения и его применения. Крайне познавательная и серьезная книга.

Читатель Толстов: вкусные рецепты, Пиноккио и убийства по вторникам

Фото: Фото: cnpol.ru

  • Шэрон Гослинг «Сад на пустыре».Изд-во «Синдбад», перевод А.Осипова, 16+

Новая книга ирландской писательницы Шэрон Гослинг, которая недавно стала писать книги, но уже удостоена разных важных литературных премий за творческие успехи. Два года назад в том же «Синдбаде» выходил дебютный роман Гослинг «Домик под скалой» (16+) – красивая романтическая история девушки, которая сбегает от лондонской суеты и абьюзивных отношений со своим парнем, шеф-поваром модного ресторана, в крошечную деревушку. В новом романе «Сад на пустыре» мотив изменения жизни, крутых перемен, на которые решаются главные герои (мой любимый, к слову, мотив, сюжет, начиная с «Робинзона Крузо») тоже присутствует. У Луизы, успешного ландшафтного дизайнера, депрессия после смерти мужа. И тут ей предлагают разбить общественный сад в маленьком приморском городе Коллатоне. Правда, когда Луиза приступает к работе, выясняется, что самое сложное – не разбить сад, а убедить местных жителей, что это не очередная пустая затея. Роман Шэрин Гослинг (кстати, это дебют) относится к жанру романтической литературы – но это хорошая, крепкая, убедительная романтика, и роман мне понравился.

Читатель Толстов: вкусные рецепты, Пиноккио и убийства по вторникам

Фото: sindbadbooks.ru

  • Ребекка Розенберг «Вдова Клико. Первая леди шампанского». Изд-во «Азбука, перевод И.Н.Гилярова, 18+.

Первая биография Барб-Николь Клико – женщины, которая фактически придумала шампанское как коммерческий алкогольный напиток. Обладая уникальным обонянием, Клико научилась создавать невероятные купажи, смеси разных вин и постепенно придумала шампанское – вино «с пузырьками». Не менее замечательным было ее чутье на людей: занимаясь продажами вина во Франции, где этот рынок был под жесточайшим контролем государственных инспекторов (это была эпоха Наполеона), Клико, овдовев в 27 лет, не просто приняла управление семейной винодельней, но и создала бренд «Вдова Клико», который до сих пор остается одной из самых популярных в мире марок шампанского. А слово «вдова» появилось тоже неспроста – по французским законам в те годы вдовы не имели права наследовать имущество мужа, и Клико бросила вызов судебной системе и социальным нормам, преодолев немыслимые трудности ради создания собственной бизнес-империи. Сюжет, искусно переплетенный с историческими письмами Наполеона, переносит читателя в разгар турбулентной французской жизни начала XIX века.

Читатель Толстов: вкусные рецепты, Пиноккио и убийства по вторникам

Фото: azbooka.ru

  • Игорь Мальцев «Видеодром. Главные режиссеры мирового кино». Изд-во «Евразийское книжное агентство», 16+.

В обзоры «Читателя Толстова» приходят книги замечательного издательства «Евразийское книжное агентство», и вот вам книга Игоря Мальцева – критика, журналиста, радиоведующего, редактора, да я просто не знаю всех сфер, где он себя проявил (а, он еще пропагандирует в России настоящую культуру виски!). Мальцев все же, как мне видится, в первую очередь великолепный журналист, человек, умеющий небанально и по-своему рассказать, например, о кино. О режиссерах – Квентине Тарантино, Уэсе Андерсоне, Роберте Земекисе, а кроме того – о режиссерах, о которых вы не слышали ни разу в жизни, а они между тем, если верить Мальцеву (надо верить) являются важными фигурами в истории мирового киноискусства. Главное достоинство его книги – это, во-первых, невероятная эрудиция и «насмотренность» автора, во-вторых – способность каждый раз нестандартно представить карьеру очередного своего героя, в-третьих (а, может, это должно стоять на первом месте) – хлесткий, отвязный, афористичный язык, отличный стиль и слог. Мировому кино просто повезло, что когда-то в офицерском клубе на Камчатке маленький Игорь Мальцев ходил смотреть фильмы (некоторые по 12 раз посмотрел), а потом вырос и написал книгу о том, как надо – и как не надо – смотреть и понимать кино. Великолепная работа.

Читатель Толстов: вкусные рецепты, Пиноккио и убийства по вторникам

Фото: bookagency.ru

  • Денис Горелов «Ост-фронт». Изд-во «Евразийское книжной агентство», 16+.

В издательстве «Евразийское книжное агентство» вышла еще одна книга про кино, которую я поставлю на одну полку рядом с книгой Игоря Мальцева. Потому что это новая книга Дениса Горелова, самого лучшего российского кинокритика! Раньше у Горелова выходили «Родина слоников», «Игра в пустяки», «Державю» (все 16+) – совершенно великолепные сборники рецензий, которые Горелов пишет уже лет 30, и делает это, не извольте сомневаться, лучше всех (разве что Мальцев делает это на таком же уровне, но Мальцев и постарше, и пишет немного иначе). Каждая рецензия Горелова – это такой снайперский взгляд не только на сюжет обозреваемого фильма, но и философский мини-трактат, и сатирическая зарисовка, и просто очень грамотно, свободно написанный текст, который хочется перечитать сразу после прочтения. А новая книга Дениса Горелова посвящена «десятой музе», как он их называет – российским телесериалам. Он отсмотрел кучу сериалов (и как жив-то остался) от начала до конца и представил широкую панораму этого кинозрелища, которое на фоне деградации кинематографа превратилось в главную площадку для изучения современной России. «Сериалы в кратчайший срок стали важнейшим из искусств. Казалось — жвачка, оказалось — генератор смыслов» — тут нечего добавить к издательской аннотации. Читать в обязательном порядке, конечно.

Читатель Толстов: вкусные рецепты, Пиноккио и убийства по вторникам

Фото: bookagency.ru

  • Реймонд Карвер «Да помолчи уже, наконец. О чем мы говорим, когда говорим о любви». Изд-во «Азбука», перевод Ирины Бессмертной, Александры Глебовской, Виктора Голышева, Григория Дашевского, Вадима Михайлина, Максима Немцова, Ивана Ющенко, 18+.

Реймонд Карвер — классик американской литературы XX века, сам себя он считал наследником Хемингуэя и Чехова, и сильно повлиял на следующее поколение писателей – например, в любви к Карверу и в том, что его прозаическая манера сформировала его писательский стиль, признавался Эдуард Лимонов. У Карвера рассказы вроде бы обычные, непритязательные, заурядные такие бытовые истории. Человек сидит вечером дома, ему звонит незнакомая женщина, зовет к себе в гости. Он идет в гости, потом уходит. Но за эти два часа успевает прожить отдельную жизнь. Или сидит в закусочной толстяк, пожирает гигантский обед, а официантка, которая подает ему очередное блюдо, успевает в него едва ли не влюбиться. Или к мужчине, коротающему очередной одинокий вечер, приходит коммивояжер, который пытается ему продать пылесос. Коммивояжер старенький, у него все из рук валится, и эта история разрастается едва ли не до масштабов шекспровской драмы. У нас Карвера в таком виде (с лучшими переводами, с тщательно отобранными текстами из лучших его сборников – «О чем мы говорим, когда говорим о любви» и «Да помолчи ты уже, наконец») издают впервые. Это отличная проза – лаконичная, четкая, минималистичная. «Карверовская Америка затуманена утратой мечты и болью, но не так хрупка, как может показаться на первый взгляд. Личная катастрофа для его героев — норма жизни» (The New York Times Book Review).

Читатель Толстов: вкусные рецепты, Пиноккио и убийства по вторникам

Фото: azbooka.ru

  • Константин Ивлев «Первая кулинарная книга маленького шефа». Изд-во «АСТ-Джем», 16+.

Интересный сплав кулинарной книги и книги для семейного чтения – потому что здесь известный ресторатор Константин Ивлев обращается к тем читателям, которые любят колдовать на кухне вместе со своими детьми. «Ты уже сделал первый шаг, и очень скоро узнаешь, что самое главное в готовке — это получать настоящее удовольствие от того, что ты делаешь, — пишет Ивлев в предисловии. — Эта книга создана специально для тебя и всех любителей экспериментировать на кухне, желающих научиться готовить вкусные и красивые блюда. Дядя Костя расскажет тебе, как сделать этот процесс еще проще и приятнее, и будет рядом с тобой на всем пути становления классным шефом». Как всегда, множество интересных (и на самом деле несложных, каждый состоит из 4-5 операций) рецептов, плюс всякие лайфхаки от шефа – «Берем большую яркую миску (у шефов она называется «дижа»), в нее будем выкладывать сразу нарезанные овощи».

Читатель Толстов: вкусные рецепты, Пиноккио и убийства по вторникам

Фото: ast.ru/redactions/jam

Подпишись на Telegram-канал «ТОП Тверь»: мы публикуем актуальные новости в коротком формате.

0

Материалы по теме

Из этой же рубрики