«Читатель Толстов» сообщает, что в этом обзоре – так получилось – сошлись книги, которые позволяют нам прикоснуться к прошлому: полистать старинные уголовные дела о супружеских изменах в эпоху Ренессанса, послушать военные репортажи Джорджа Оруэлла и даже погладить уникальный лепной орнамент, спасенный реставраторами-подпольщиками.
Книга недели
- Томас Коэн «Любовь и смерть в Италии времен Возрождения». Изд-во «Новое литературное обозрение», перевод В.С.Ярных, 18+.
Замечательное историческое исследование, предпринятое автором после изучения архивов судебных процессов, которые проходили в XVI веке в ренессансной Италии. Томас Коэн описывает шесть эпизодов из тогдашней жизни, которые стали предметами судебного разбирательства. Вот ревнивый муж кинжалом закалывает неверную жену и ее молодого любовника, которых он застал в супружеской постели. Вот университетский инспектор, которому обещали, что одна из послушниц монастырского приюта будет отдана ему в жены, тратит деньги на приданое своей избраннице, а когда меценат, который содержит монастырь, отказывает ему в браке по причине его бедности, обращается в суд, чтобы тот принудил монастырь к исполнению данных обязательств (кстати, проигрывает). Вот два брата вымогают завещание в свою пользу у умирающей богатой сестры – а потом другие родственники, которых обошли при разделе наследства, идут в суд, чтобы признать завещание недействительным. Вот юная служанка делает дубликат ключа от хозяйского дома и принимает у себя любовника, и теперь уже сама семья, где она служит, тащит любовника в суд, потому что все эти шуры-муры бросают тень на репутацию почтенных горожан. И так далее, всего шесть сюжетов, каждый из которых разобран самым подробным образом – и с точки зрения права, и как все эти бытовые драмы характеризуют повседневную жизнь итальянских горожан той эпохи. Самое важное, что все эти истории основаны на документальных свидетельствах, а их изучение базируется на тщательном
анализе судебных актов, хранящихся в государственном архиве Рима. В монографии Томас Коэн, почетный профессор Йоркского университета, ставит задачу определить, насколько ограниченной была свобода женщин (особенно из низших сословий) в эпоху, которая считается расцветом гражданских свобод. Очень интересно.
- Кармен Мола «Пурпурная сеть». Изд-во «Синдбад», перевод с испанского Ольга Кулагина, 18+.
Кармен Мола (ударение на последний слог) – коллективный псевдоним испанских сценаристов Хорхе Диаса, Антонио Мерсеро и Аугустина Мартинеса, последние пять лет детективы под брендом «Кармен Мола» в испаноязычном мире стали одними из наиболее продаваемых. В прошлом году вышел роман «Цыганская невеста» (18+) – жесткий полицейский детектив, в котором действует главная героиня цикла комиссар полиции Мадрида Элена Бланко, любительница граппы, караоке и старинных автомобилей. В «Пурпурной сети» ей придется решать серьезную этическую проблему. Полиция охотится за негодяями, которые устраивают жуткое реалити-шоу: двое парней в балаклавах в прямом эфире в Сети истязают и убивают связанную девушку. Элена Бланко давно идет по следу преступной группировки «Пурпурная Сеть», зарабатывающей на онлайн-трансляциях в даркнете жестоких пыток и зверских убийств. Но даже ее коллеги не знают истинных причин интереса Элены к этому делу. Когда-то именно «Пурпурная Сеть» похитила ее сына Лукаса. И она предполагает, что один из убийц на экране – именно он. Жестко.
Фото: sindbadbooks.ru
- Юрий Давыдов «Глухая пора листопада». Изд-во «Редакция Елены Шубиной», 18+.
Издательство «Редакция Елены Шубиной» продолжает благородную миссию по переизданию произведений забытых – и практически незнакомых новому поколению читателей – советских писателей. Очередь дошла до Юрия Давыдова, мастера психологической исторической прозы. Юрия Давыдова не стало 22 года назад, а до этого он снискал славу настоящего мастера исторической прозы. У него безупречный узнаваемый стиль, но не менее важно то, что Давыдов еще в советские годы взялся за тему, которая считалась табуированной. «Глухая пора листопада» — роман о «Народной воле», подпольной революционной организации, сделавшей ставку на политический терроризм. Именно народовольцы убили императора Александра II (организовав на него девять (!) покушений), и еще многих министров, чиновников и генералов Российской империи. Членов партии, участвовавших в убийстве императора Александра II, казнили, Веру Фигнер арестовали… Оставшиеся на свободе народовольцы ушли в подполье. Главный герой романа, революционер Сергей Дегаев, он же Яблонский, был завербован тайной полицией и стал агентом инспектора охранного отделения Георгия Судейкина, уже раскрывшего киевскую ячейку «Народной воли». Дегаев решает возобновить деятельность партии и тем самым окончательно привести ее к гибели. Роковое решение героя стало катализатором множества трагедий — маленьких и больших, личных и государственных. Это лучшее произведение об изнанке революционного движения, о провокаторах и героях революционного подполья – и совершенно точно лучший роман самого Юрия Давыдова. Критик Андрей Немзер очень точно сказал о прозе Давыдова, что в его романах нет прошлого, нет истории как таковой, а есть лишь одно непрекращающееся и запутанное сегодня.
Фото: ast.ru
- Таня Щукина «Три года в аду». Изд-во «Эксмо/Inspiria», 16+.
Ощущение, что ты смотришь какой-то предельно жесткий голливудский боевик – но нет, все это было в реальности, история произошла с питерской девушкой Таней Щукиной, которая, приведя мысли в порядок, рассказала о ней. Некто Светлана Богачева, став лучшей подругой Тани, превратила ее жизнь – в ад, в трэшак, в какой-то полоумный спектакль. Светлана Богачева убедила Таню, что страдает неизлечимой формой рака, и периодически устраивала приступы (со всеми подробностями – кровь хлещет, моча, крики). Светлана Богачева создала 11 виртуальных персонажей – своего онколога, друзей, родственников – которые постоянно находились на связи с Таней, собственно, создали круг общения, за пределы которого Таня не могла выйти. Светлана Богачева тянула деньги – в конце концов Таня набрала кредитов, убедила своих родственников сделать то же самое, потому что Светлана Богачева «умирала» крайне убедительно. Когда Светлану Богачеву разоблачили, Таня стала гуглить, рассказывать о своем опыте в соцсетях – и на нее обрушились признания десятков людей (не только в России, но и в других странах), которые пережили такие же приключения, инспирированные Светланой Богачевой. Сейчас само имя «Светлана Богачева» стало мемом, и очевидно, что Таня Щукина пережила невероятно токсичную охоту со стороны женщины, несомненно, психически неадекватной и к тому же мошенницы. Потрясающее чтение, и самое поразительное в нем – что это не вымысел.
Фото: eksmo.ru
- Теодор Чжун Ю «Две Кореи: рождение разделенных наций». Изд-во Direct Media, перевод Т.Ю.Адаменко, 16+.
В 1955 году Корея разделилась на Северную (КНДР) и Южную (Республика Корея), и каждая пошла своим путем. В Северной Корее провозгласили идеи «чучхе», опору на собственные силы, в стране строили свой вариант социализма. В Южной Корее были и жесткие военные диктатуры, и рыночные реформы, и сегодня это одна из самых преуспевающих стран Юго-Восточной Азии. Южнокорейский профессор Теодор Чжун Ю посвятил свою книгу междисциплинарному изучению двух сценариев развития обеих Корей – Северной и Южной. Он рассматривает историю двух Корей с точки зрения истории повседневности, через личные сюжеты, судьбы отдельных людей, какие-то события, которые привлекли его внимание. Корейская история, объясняет автор свою позицию, слишком мифологизирована, самое правильное – рассматривать процессы, которые в ней происходили, привлекая то, чем живут обычные люди, какие фильмы смотрят, какие книги читают, как достижения или провалы в государственной политике отражаются не только в пропаганде, но и на жизни простых людей. В итоге обнаруживаются действительно интересные вещи, о которых интересно узнать. Продовольственная помощь США Южной Корее в итоге сломала традиции корейской кухни, изменило культуру питания. Политика борьбы с заразными заболеваниями, развернутая властями Южной Кореи в 1960-е, вызвала всплеск психических расстройств, и непонятно, что с этим делать. Развитие идеологизированного северокорейского кинематографа породило странный симбиоз фильмов про Годзиллу, где все персонажи цитируют труды Ким Ир Сена. Есть и необычные признания – оказывается, в 1960 году Северная Корея по уровню индустриализации была второй азиатской страной после Японии. И так далее.
Фото: directmedia.ru
- Питер Зейхан «Конец мира это только начало. Экономика после краха глобализации». Изд-во «Альпина Паблишер», перевод Михаил Белоголовский, 16+.
«Глобализация не просто подходит к концу. Она уже закончилась. Большинство стран никогда не вернутся к показателям устойчивости и роста экономики 2019 года, а большинство их лишилось даже шансов на адаптацию к новым условиям. Ключевое слово в последнем предложении, разумеется, «большинство», сообщает нам Питер Зейхан, специалист в области геополитики и стратегии, основатель консалтинговой компании, клиентами которой являются энергетические компании и финансовые институты во всех развитых странах мира. Надо быть честным, говорит Зейхан: проект глобальной экономики с треском провалился. Пандемия ковида способствовала ослаблению международных экономических связей, а «добил» глобалистский проект конфликт между мировым Западом и объединенным Югом. Какое будущее ждет нас теперь? Грозит ли человечеству конец глобализации, распад глобальных экономических связей и угасание мировой торговли? Анализируя важнейшие глобальные тенденции развития мировой торговли, транспорта, финансовой системы и демографических сдвигов, автор рисует нам новую картину мира, где каждая страна развивается обособленно, решает конфликты самостоятельно – и все это на фоне стареющего и сокращающегося населения. Какие страны и регионы в обозримом будущем окажутся в выигрышном положении, а какие, возможно, ждет нищета и голод? Сохранится ли доминирование США? Питер Зейхан приглашает нас в увлекательное и немного пугающее путешествие по экономической географии ближайшего будущего.
Фото: alpinabook.ru
- Джордж Оруэлл «Руины. 1945. Военные репортажи». Изд-во «АСТ», перевод с английского Александр Мовчан, 16+.
В России издается какое-то немыслимое количество книг о Джордже Оруэлле и самого Оруэлла. Есть даже комикс (графический роман), рассказывающий о путешествии Оруэлла в Индию. Да и то сказать, роман «1984» (16+) до сих пор остается одной из самых продаваемых переводных книг в нашей стране. И вот дошло дело до военных репортажей Оруэлла. В 1942 году он стал штатным сотрудником Имперского департамента Би-Би-Си, которое готовило передачи для британских колоний. И здесь Оруэлл раскрылся как великолепный комментатор. Он не зачитывал сводки, а пересказывал своими словами, что сейчас происходит на фронтах в Европе. И одновременно полемизировал с нацистскими комментаторами, высмеивал уловки гитлеровской пропаганды. Получалось даже остроумно. Вот, например, его репортаж, вышедший в эфир после разгрома немцев под Сталинградом: «Вы даже представить себе не можете, как морочат голову немецкой общественности, чтобы оправдать ошибки нацистских лидеров. Что касается Гитлера, то он уже несколько недель хранит гробовое молчание и, похоже, на какое-то время отошел от дел, но его подчиненные, в первую очередь Геббельс, проявляют невиданную активность. То, как он дурачит немцев, нам не так уж важно, однако имеет смысл изучить пропагандистские приемы нацистов, которые используются ими во всем мире, поскольку эта пропаганда направлена на то, чтобы обмануть и в конечном счете ослабить нас, и нам не помешало бы заранее запастить необходимыми контраргументами».
Фото: ast.ru
- Рут Шоу «Хозяйка книжного магазина на краю света». Изд-во «Азбука», перевод Е.Обатуров, 16+.
Еще одна симпатичная новинка из жанра «как я открыл книжный магазинчик и что после это было» — книжки подобного жанра довольно часто появляются в обзорах «Читателя Толстова», потому что читать книги, написанные людьми, которые посвятили себя книгам, исключительно интересно. Рут Шоу было 70 лет, когда они с мужем решили открыть книжный магазинчик в крошечном городке Фьордленде где-то в Новой Зеландии. Как говорится, ничего не предвещало, что Рут на старости лет займется этим делом. В своей жизни она успела побывать медсестрой, поваром, была матросом на океанском лайнере, много путешествовала по миру. И обрела замечательную способность находить общий язык с разными людьми, очаровывать их. Так получилось и с книжным магазином. Люди приходили сюда не только за книгами, но и просто пообщаться с остроумной и мудрой Рут Шоу, поведать ей свои проблемы, спросить совета. И эти человеческие истории причудливо переплетаются с историями книг и рассказами о том, как книги помогали разным людям – а уж недостатка в подобных сюжетах нет, Рут Шоу собрала поистине энциклопедию красивых историй о людях и книгах. Вот, например, история Кена, ловца раков: каждый раз, отправляясь на рыбалку, он оставлял в магазине своего лабрадора Коува, чтобы за ним присмотрели. Покупатели фотографировали Коува, он стал настоящей звездой. И Кен, его хозяин, стал получать посылки с подарками для Коува! После чего стал постоянным покупателем книжного магазина, и вообще куда бы ни отправился на рыбалку, привозил в подарок книги.
Фото: azbooka.ru
- Максим Кабир «Еретики». Изд-во «Феникс», 18+
Вторая книга цикла «Красные Боги», все тот же брутальный, стремительный и безжалостный хоррор от мастера жанра Максима Кабира. «Читатель Толстов» недавно писал о предыдущей книге Максима Кабира «Гидра» (18+). Кабир живет в Праге и считается самым главным автором в жанре русскоязычного «хоррора», «ужастиков». При этом он, что называется, нашел свою тему: он внедряет монстров и кадавров в разные эпохи отечественной истории – например, в сюжетах, описывающих годы революции и гражданской войны, отважные чекисты сражаются с инфернальными сущностями, прибывшими в молодую советскую республику прямиком из ада. При этом надо отметить, что у Максима Кабира хорошее знание, скажем так, эстетики того времени: он умело использует реалии эпохи в своих «ужастиках», да и воображение у него работает как надо – многие рассказы из сборника (а «Еретики» — это сборник повестей и короткой прозы) сделали бы честь и Стивену Кингу, и Говарду Лавкрафту. Древние силы восстали, и теперь земной мир дрожит и трясется от поступи зла, которое явилось в мир. И только робкая надежда на спасение остается у отдельных смельчаков: «Последнюю пулю Ян выпустил себе в рот. Милосердный Бог принял его подношение».
Фото: fenixbooks.ru
- Михаил Кизилов, Григорий Бондаренко «Старообрядцы и евреи. Триста лет рядом». Изд-во «Новое литературное обозрение», 18+.
Весьма интересное исследование – к тому же это первая попытка изучить две самые многочисленные общности Российской империи, которые находились в самом низу социальной лестницы, были, по сути, отверженными, не принимались обществом, испытывали гонения со стороны властей – и при этом сыграли важную роль в нашей истории. И, оказывается, имели многочисленные связи – причем многие стали известны только благодаря этой книге. Художник Исаак Левитан выполнял заказы для московских купцов-старообрядцев. Старообрядческие и еврейские общины активно сотрудничали друг с другом – ну, конечно, детей вместе не крестили, но вот по бизнесу, по многим бытовым вопросам взаимодействовали сильно. Были и смешанные браки, и даже случаи перехода евреев в старообрядчество. Оказывается, у старообрядцев и евреев было немало общего, начиная с пищевых запретов (старообрядцы, оказывается, не употребляли в пищу кроликов, потому что те рождаются слепыми), и заканчивая отношением к внешнему виду. Кстати, один из авторов, Григорий Бондаренко – почти наш земляк: кандидат исторических наук, прихожанин Тверской старообрядческой общины храма во имя святителя Николы Чудотворца в Москве.
Фото: nlobooks.ru
- Анна Баснер «Парадокс Тесея». Изд-во «Альпина Проза», 16+
Роман очень хитро устроен – но интересен не только композицией, но и сам по себе, рассказывает историю неких подпольных реставраторов (возможно, существующих в действительности, не выдуманных автором), которые на свой страх и риск восстанавливают в Петербурге разрушенные, утраченные, испорченные приметы старинного архитектурного стиля. Очищают замызганную метлахскую плитку в подъездах, сколупывают краску с уникальной лепнины, отмывают старинный красивый витраж, почти похороненный под слоем многовековой грязи. Сюда же вплетена и лирическая линия, и даже детективная история, связанная с картиной художника Прыгина, за которой охотятся богатые коллекционеры и этически нестойкие искусствоведы. Впрочем, детективные линии там не так интересны, как интересно подробное, детальное описание быта реставраторов-подпольщиков: как они общаются, как они разыскивают забытые и умирающие здания, как придумывают всякие акции для спасения архитектурного и художественного наследия, которое, как выясняется, мало кому из петербуржцев интересно (и даже известно). «Парадокс Тесея» — редкий в нашей современной прозе синтез романа очень питерского по духу и в то же время почти производственного, когда автор вместе со своими героями ведет читателя по самым интересным закоулкам Петербурга, который мы потеряли. Мне понравилось.
Фото: alpina-proza.nonfiction.ru
- Захар Прилепин «Шолохов». Изд-во «Молодая гвардия», 18+.
Очередной opus magnum нашего замечательного писателя Захара Прилепина, жизнеописание писателя Михаила Шолохова. Прилепин написал для серии «ЖЗЛ» биографии Леонида Леонова, потом был сборник «Непохожие поэты» с очерками об Анатолии Мариенгофе, Сергее Луговском и Павле Корнилове, три года назад выша тысячестраничная биография Сергея Есенина, споры о которой продолжаются до сих пор. Споры о месте Есенина в иерархии отечественной литературы, и сами эти дискуссии породила книжка Прилепина (которая мне очень нравится). И вот – Шолохов, еще один титан советской (правильнее сказать, — отечественной) литературы. Пока что (первое впечатление) – книга несколько слабее биографии Есенина, но это зависит скорее от личности главного героя. В отличие от Есенина, Шолохов прожил жизнь долгую, где были и скандалы, и трагедии, и потери, но в целом его писательская карьера складывалась успешно почти с самого начала. Да, в биографии Шолохова темным пятном осталась история с «подозрениями в плагиате», и Прилепин чрезвычайно тщательно описывает эту коллизию (примечательно, что глава, посвященная «шолоховскому вопросу», называется «Месть»). Он очень интересную схему придумал: не оценивает аргументы сторонников разных версий, а просто описывает окружение Шолохова, его семьи, его земляков – и показывает, как те или иные люди отражены в «Тихом Доне», как они там описаны. Это сделано по-настоящему убедительно – и это гораздо интереснее любых там «лингвистических экспертиз» (которые, к слову, тоже подтвердили авторство Шолохова).
Фото: gvardiya.ru
- Рут Манчини «Шаг в пропасть». Изд-во «Азбука», перевод Ольга Александрова, 18+.
Вот представьте: звонит вам в субботу девушка, с которой вы познакомились накануне при странных обстоятельствах. Она хотела спрыгнуть с крыши офисного небоскреба, где как раз ваша контора отмечала рождественский корпоратив, но вы сумели ее отговорить. Так вот, звонит эта довольно странная Хелен и говорит – я вчера на вашем корпоративе потеряла бабушкину сережку, помоги пройти через охрану, вместе поищем. Вы отправляетесь искать, и тут Хелен исчезает, а охранник говорит, что только что какая-то женщина упала с 25 этажа. Вы говорите – да я ее знаю, она еще вчера собиралась это сделать, но тут оказывается, что это… не Хелен, другая женщина, причем ее явно сбросили, ударив перед этим бутылкой по голове. А кроме вас в небоскребе никого не было, и вы теперь главная подозреваемая в убийстве, причем все улики так ловко сходятся, что вам не верит ни полиция, ни друзья, ни даже ваш адвокат. К тому же эта Хелен исчезла бесследно, и все считают, что вы ее выдумали. Великолепный детектив «Шаг в пустоту», построенный на том, что все обстоятельства, улики, приметы, события – все против главной героини, и вообще ей приходится устанавливать истину, находясь в тюремной камере. И вы даже не представляете, к какой головокружительной развязке придет эта история!
Фото: azbooka.ru
Подпишись на Telegram-канал «ТОП Тверь»: мы публикуем актуальные новости в коротком формате