Читатель Толстов: советская экономика, застолье с Чеховым и культурная история китов

12:19

02 мая 2025

450

Читатель Толстов: советская экономика, застолье с Чеховым и культурная история китов

А между тем, дорогие читатели, это уже 60-й выпуск «Читателя Толстова» на платформе «ТОП-Тверь». И в нем, как всегда, лучшие новинки. Изучайте, выбирайте, читайте!

КНИГА НЕДЕЛИ

  • Олег Демидов «Нормальный как яблоко. Биография Леонида Губанова». Изд-во «АСТ-КПД», 16+.

Эту книгу Олег Демидов писал десять лет. Тут надо знать, кто такой Олег Демидов: поэт, культуролог, просветитель, критик, член команды издательского проекта «КПД» (Колобродов-Прилепин-Демидов) – одной из очень немногих в российской книжной сфере институций, издающей книги, написанные участниками СВО (среди них – «Собиратели тишины» Дмитрия Филиппова, книга стала лауреатом литературной премии «Слово» в прошлом году, «Читатель Толстов» о ней писал). Но для меня Олег Демидов прежде всего исследователь истории отечественной литературы. Лет десять у него вышла книга об Анатолии Мариенгофе – практически забытом ныне поэте, близком друге Сергея Есенина, которому суждено было всю жизнь пребывать в его тени. Леонида Губанова, ставшего героем новой книги Демидова, можно было бы сравнить с Мариенгофом по обстоятельствам жизни. Он также не получил прижизненной славы, да и посмертная известность не простирается дальше узкого круга почитателей и исследователей «подпольной» советской поэзии. Леонид Губанов в 1960-е годы создал легендарное (скорее, культовое, о нем мало кто сегодня помнит) творческое объединение молодых художников и поэтов СМОГ –«самое молодое общество гениев». Его стихотворения не стали книгами при его жизни, они распространялись подпольно, в самиздате, и уже тогда привлекли внимание исследователей как безупречные уникальные образцы национального поэтического творчества. Губанову было суждено всю жизнь оставаться таким непризнанным поэтом, ведущим полуподпольное существование. В то время как Иосиф Бродский, с которым Губанов довольно тесно общался, стал Нобелевским лауреатом и живым классиком. Может, это иссушающее душу ощущение полной невостребованности, ненужности и привело Губанова к ранней гибели в возрасте 39 лет.

Но книга Демидова – не столько биография поэта, жизнеописание творческого пути, сколько широкая панорама литературной и окололитературный жизни в Советском Союзе 60-70-х годов. Существовала официальная советская литература, история которой достаточно подробно изучена. Но параллельно с ней существовала литература подпольная, непризнанная, неофициальная, полузапрещенная. Сегодня этой загнанной в подполье литературой, поэзией, словесностью стали интересоваться исследователи, и книга Олега Демидова, пожалуй, один из лучших опытов такого скрупулезного, тщательного, внимательного к каждой детали изучения времени, отстоящем от нас более чем на полвека.

Что меня особенно поразило (и порадовало) – это та кропотливая работа исследователя, которая ощущается в каждом эпизоде этой книги. Олег разыскал множество интервью, каких-то самопальных поэтических сборников, где опубликованы неизвестные стихи Губанова, он (это вообще звучит невероятно) за собственные деньги выкупал автографы губановских стихов и рисунков на аукционах, он разговорил людей, которые были причастны к СМОГу, и много чего интересного рассказали. Леонид Губанов ушел в 1983 году, но даже тогда смог предсказать многое из того, что случится в нашей стране впоследствии. И книга Олега Демидова – может быть, лучшая дань памяти, которую получил поэт, непризнанный при жизни, но, несомненно, достойный признания сегодня.

Читатель Толстов: советская экономика, застолье с Чеховым и культурная история китов

  • Алексей Сафронов «Большая советская экономика 1917-1991». Изд-во Individuum, 16+.

Дипломированный экономист Алексей Сафронов известен давно всем, кто смотрит его великолепные лекции по истории советской экономики на канале «Простые числа». Еще учась в институте, Сафронов с удивлением обнаружил, что до сих пор не существует ни одной (!) книги, которая была бы посвящена работе отечественной экономики в нашей стране в советский период – с прихода большевиков в 1917-м до краха советской системы в 1991 году. По истории СССР написаны тысячи книг, а что представляла собой экономика первого государства «рабочих и крестьян», остается неизвестным. И Алексей Сафронов много лет собирал, буквально по крупицам, фактический материал. И написал книгу объемом в 800 страниц, но, поверьте, читать ее одно удовольствие. В книге не так много таблиц, статистических цифр и прочей нудноты, это именно история развития экономики – от военного коммунизма к НЭПу, от первых пятилеток до Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления, от экономических реформ 60-х до пресловутого «застоя». Как раз именно через экономику, увлекательное, понятное и компетентное описание экономических процессов, происходивших в стране, можно объяснить многие вещи – как складывалась внешняя политика советского государства, какие социальные проблемы переживало общество, почему к концу советской истории население искренне ненавидело коммунистов и их власть – тут тоже не обошлось без экономики. Не знаю, сколько еще книг о советской экономике будет написано, но труд Алексея Сафронова – безусловно, лучшее исследование на эту тему. Читать (особенно если интересуетесь вопросами отечественной истории) советую обязательно!

Читатель Толстов: советская экономика, застолье с Чеховым и культурная история китов

  • Татьяна Муравьева «Мифы Восточной Сибири. От Ангары до Енисея до небесного кузнеца Божинтоя и солнечной девы Нелтек». Изд-во «МИФ», 16+.

Очередная новинка из популярной «мифической» серии издательства «МИФ», которые часто появляются в обзорах «Читателя Толстова». Мне нравится эта серия – книжки там с большим количеством иллюстрацией, можно не просто узнать о всяких мифологических героях и чудищах разных земель и племен, но и посмотреть, как они выглядели. В Восточной Сибири, которая охватывает гигантскую территорию от Енисея до побережья Охотского моря, жило множество разных народов – эвенки, ненцы, селькупы, нивхи. Изучением их мифологического наследия ученые-этнографы занялись относительно недавно и выяснилось, что даже у самых немногочисленных кочевых народов существуют и бережно передаются из поколения в поколение легенды о происхождении этого народа, сотворении мира, объясняются многие вещи – почему реки текут, а горы стоят. В книге Татьяны Муравьевой помещены очерки, дающие краткое, но вполне емкое и последовательное изложение мифов разных народов – юкагиров и эвенков, бурят и тувинцев, якутов и хакасов. Особенно интересно наблюдать, как одни и те же сюжеты «проецируются» в мифологических системах разных народов. А уж то, что большинство сибирских топонимов (Енисей, Ангара, Байкал) пришли к нам из древних мифов, станет для многих неожиданным открытием.

Читатель Толстов: советская экономика, застолье с Чеховым и культурная история китов

  • Елена Первушина «За столом с Чеховым». Изд-во «Центрполиграф», 16+.

Очень люблю книги Елены Первушиной из цикла, который я для себя называю «застольным». Вышли уже «За столом с Пушкиным», «За столом с Гоголем», даже «За столом с Обломовым». Это такие остроумные и весьма познавательные очерки нашей отечественной кулинарной и гастрономической культуры разных эпох – что подавали к столу в пушкинскую эпоху, каким было меню ресторанов, которые посещал, скажем, Булгаков, и все в таком духе. И каждое упоминание блюда сопровождается рецептом! Но это еще и интересные культурологические исследования, потому что помимо того, что ели в конкретную эпоху, Первушина изучает, что писали тогдашние писатели о еде – и каждая книга «застольного» цикла представляет собой настоящую кладезь «гастрономических» цитат из русской классики. Новая книга – время Чехова, конец 19-начало 20 века. Чехов был большим любителем поесть, и это отразилось в его рассказах. В одном едят поросенка с хреном, в другом мировой судья говорит «жареные гуси мастера пахнуть». И в письмах Чехов всегда прилежно сообщал, что ездил туда-то, там подавали к столу такое-то блюдо. В общем, книга – оригинальная биография нашего русского классика, написанная через призму той еды, которую он любил, она вызывала у него не только гастрономические радости, но и будоражила вдохновение. Действительно, до книги Елены Первушиной даже не обращал внимание, что Антон Павлович Чехов был не только великим писателем, но и изысканным и весьма благодарным едоком!

Читатель Толстов: советская экономика, застолье с Чеховым и культурная история китов

  • Хан Ган «Я не прощаюсь». Изд-во «АСТ-Жанры», перевод Джаудат Фаттахов, 18+.

В прошлом году южнокорейская писательница Хан Ган стала лауреатом Нобелевской премии по литературе, и теперь издательство «Жанры» взялось перевести и издать все ее творческое наследие. Совсем недавно «Читатель Толстов» писал о ее романе «Вегетарианка» (18+), новый роман мне понравился меньше. Там писательница, которая пребывает в состоянии постоянной тихой депрессии, даже берется писать завещание, встречает свою знакомую, которая просит ее съездить на отдаленный остров ради спасения некоей птицы (не спрашивайте, обойдемся без спойлеров). В дороге писательница попадает в снежную бурю, едва не погибает, а потом повествование выруливает из поэтической истории в жесткий роман о военных преступлениях. На том самом острове в 1948 году были массовые казни корейцев, выступавших против разделения страны, погибло, по разным данным, от 15 до 30 тысяч человек. И эта страшная история продолжает будоражить островитян, хотя выросло уже два поколения, имеющих смутные представления о том, что там происходило. Чем хороша проза Хан Ган – это в ее умении легко, играючи переходить из жанра в жанр, создавать несколькими словами нужную атмосферу, и вообще это действительно интересная (и Нобелевский комитет, как видите, это признал) писательница.

Читатель Толстов: советская экономика, застолье с Чеховым и культурная история китов

  • Со Донвон «Книжный бар «Переплет судьбы». Изд-во «МИФ», перевод Е. Дамбаева, 12+.

Еще один роман южнокорейского автора в нынешнем обзоре (кстати, заметили, что корейскую литературу в последние годы стали издавать больше?). Это, конечно, чтение на любителя. Сейчас становится модной такая тенденция, когда действие романа происходит в книжном магазине, или в книжной лавке, или, в данном случае, в книжном баре. Книги сами по себе придают повествованию некое дополнительное, магическое измерение, а в баре «Переплет судьбы» человек может полистать книгу – и изменить собственную судьбу. И сюда начинают приходить люди, которые неудовлетворены своей судьбой, и приходят они не только в поисках счастья и лучшей участи – но и книжки почитать-обсудить. Что мне не понравилось в этом романе – по жанру это такой feel good роман, ближе к фэнтези, где книжный бар становится настоящей волшебной лавкой, в котором вас встретит улыбчивый синеволосый бармен и расторопная официантка с самыми настоящими кроличьими ушками. Они сделают для вас такой напиток, который вы никогда прежде не пробовали. Все потому, что предложенный вам коктейль — ключ к истории вашей жизни. Непонятно, кому адресована такая книга. Взрослый человек, прочитав про «настоящие кроличьи ушки», скорее всего, отложит книгу, а подросток будет разочарован тем, что фэнтезийных фантазий тут явно недостаточно.

Читатель Толстов: советская экономика, застолье с Чеховым и культурная история китов

  • Рустам Александер «Секс был. Интимная жизнь Советского Союза». Изд-во Individuum, 18+.

Книгу со словом «секс» в названии купят, наверно, все. Книгу, где описывается феномен секса в закрытом, застегнутом на все пуговицы советском обществе, где само обсуждение вопросов отношений между полами было крамолой, читать как минимум интересно. Тем более секс так или иначе пронизывает все периоды советской истории. В 1920-е о сексе дискутировали молодые комсомольцы и рабочие. Спустя 10 лет советских девушек могли отправить в тюрьму за роман с иностранцем. Никакого сексуального просвещения в стране не было, любимые упоминания «про это» цензура безжалостно вырезала из фильмов и вымарывала из книг. И тем не менее люди в советской стране рождались, а значит, их родители как-то разбирались, как происходит процесс зачатия. Само собой, такая ситуация порождала коллективную фрустрацию и создание самых диких мифов, связанных с интимной жизнью. На основе архивных материалов, воспоминаний и врачебных записей историк Рустам Александер создал объемную картину сексуальной жизни СССР. Объединяет все истории общий сюжет о том, как запреты абортов, отсутствие просвещения и навязывание ханжеского пуританства приводят к росту невежества, насилия и смертности. И как при этом люди находят в себе смелость внутри тоталитарной системы призывать к либерализации законов, секспросвету и открытым разговорам о сексуальности.

Читатель Толстов: советская экономика, застолье с Чеховым и культурная история китов

  • Алексей Колобродов «55. Новое и лучшее. Литературная критика и эссе». Изд-во «КПД», 16+.

Захар Прилепин, цитата которого помещена на обложке книги, пишет об Алексее Колобродове: «Дело даже не в том, что Алексей Колобродов самым очевидным образом — первый, главный литературный критик в современной России. Стоящий в центре того, что скучно именуется «литпроцессом». Первый и по совокупности заслуг, и по точности оценок, и по широте охвата. Меня больше всего поражает его удивительный такт. Он, как садовник, возится с малыми семенами, приглядывает за росточками, беспокоится о всходах. Он — добрый критик». И не поспоришь, вот в чем дело. Я бы еще добавил, что Колобродов творчески шире, глубже, интереснее амплуа литературного критика. Он такой читатель-аналитик, способный разглядеть в тысячу раз перечитанных произведениях новые сближения, парадоксальные переклички с другими книгами, некие ранее невиданные смыслы. Ну вот как увидеть в сцене убийства Егора Прокудина из «Калины красной» отражение пиратских разборок из «Острова сокровищ»? А Колобродов не просто находит, но и аргументированно объясняет, почему он это увидел. Не знаю, насколько выводы и методы критика Алексея Колобродова отвечают неким академическим правилам анализа текстов, но у его книг (жаль, что их немного и выходят они не так часто) есть одно замечательное свойство – их очень интересно читать. Что, кстати, редко случается у книг, написанных литературными критиками – там чаще всего либо скучные выяснения отношений, либо какие-то мститетльные злобные выпады. А Колобродов действительно добрый, умный человек, и прекрасно умеет писать о книгах.

  • Дмитрий Володихин, Геннадий Прашкевич «Братья Стругацкие». Серия «Жизнь замечательных людей» (ЖЗЛ). Изд-во «Молодая гвардия», 16+.

Переиздание (и не первое – два года назад книга переиздавалась к 90-летию Бориса Стругацкого, сейчас, скорее всего, к столетнему юбилею старшего из братьев, Аркадия) самой полной, внятной и выверенной биографии «звездного дуэта» советской фантастики.

Стругацкие, их творчество, их книги, их репутация, популярность, невероятный читательский ажиотаж вокруг их произведений – все это, конечно, преданья старины далекой, один из символов советской эпохи. Новые поколения читателей предпочитают книги других фантастов. Хотя авторы биографии Стругацких справедливо и не раз замечают, что творчество Стругацких сложно уложить в рамки жанровой научно-фантастической литературы. В закрытой и регламентированной модели интеллектуальной советской жизни Стругацкие воспринимались не просто как модные авторы. Для многих они были пророками, предсказателями, философами, футурологами, способными объяснять в своих романах процессы и тенденции, которые переживало советское общество. Я, в общем, достаточно спокойно отношусь к творчеству АБС, как их принято называть (Аркадий и Борис Стругацкие), но книга Геннадия Прашкевича и Дмитрия Володихина – не просто история этого уникального творческого дуэта, а интересная история сосуществования талантливых писателей с властью, которая их не замечала, партийной литературой, которая их гнобила, и интеллигенцией, для которой Стругацкие стали кумирами.

Читатель Толстов: советская экономика, застолье с Чеховым и культурная история китов

  • Сергей Дмитриев «Анатолий Луначарский. Дон Кихот революции». Серия «Страницы советской и российской истории». Изд-во «АФК-Система», 18+.

У издательства «АФК-Система», финансируемого понятно какой крупной российской компанией, появилась собственная «биографическая» линейка. Причем довольно специальная – в этой серии издаются книги о малоизвестных или забытых государственных деятелях советской эпохи. До этого в серии вышли книги Вадима Эрлихмана, жизнеописания Леонида Красина и дипломата Максима Литвинова. Личность Анатолия Луначарского, наркома по культуре первого большевистского правительства, в общем, изучена довольно хорошо. Есть несколько интересных биографий, но жизнеописание Сергея Дмитриева можно назвать наиболее полным и – что является несомненным плюсом – максимально отстраненным, объективным. Луначарский в первые годы советской власти был своего рода посредником между интеллигенцией, образованным сословием, которое в массе своей к пролетарской революции относилось, скажем так, сдержанно, и властью, рассматривавшей интеллигенцию в полном соответствии с известным ленинским определением. В итоге его недолюбливали и те и другие – как при жизни, так и после довольно ранней смерти. При этом сам Луначарский был, конечно, человеком совершенно негосударственным, без амбиций стать великим начальником. Он верил в благодатную силу культуры, он многим помогал, наконец, прослужил в советском правительстве дольше всех из наркомов «первого призыва» — 12 лет. Сергея Дмитриев предлагает переосмыслить историческую роль этого человека, приводя множество малоизвестных или прежде неизвестных вовсе фактов.

Читатель Толстов: советская экономика, застолье с Чеховым и культурная история китов

  • Ирина Лапина и др. «Королевская история медицины. Как болели, лечились и умирали знатные дамы». Изд-во «Бомбора», 12+.

Авторы — команда практикующих врачей, создателей блога pro.gynecology во главе с доктором медицинских наук, профессором Ириной Лапиной, отобрали уникальные факты из истории акушерства и гинекологии в истории аристократических семей и взглянули на них через призму профессионального опыта. Получилось очень познавательно и, в общем, поучительно. Для женщин из правящих домов Европы, королев и цариц, главным было выполнение долга перед монархом – родить ему наследника. А акушерские технологии тогда были такими, что из четырех родов один ребенок погибал, а еще чаще погибали сами роженицы. Когда рожала невестка Екатерины Второй, супруга наследника престола Павла, императрица четверо суток не давала разрешение провести кесарево сечение (что породило слухи о том, что Екатерина это делала нарочно, чтобы лишить сына наследника), в итоге умерли и младенец, и великая княгиня. А еще одним часто встречающимся заболеванием у женщин королевских кровей были психические болезни – считается, что это следствие большого числа близкородственных браков. Знаете ли вы историю Хуаны Безумной, которая так любила мужа-короля, что после его смерти несколько лет путешествовала по европейским странам, возя за собой гроб с его телом? И таких историй в книге предостаточно.

Читатель Толстов: советская экономика, застолье с Чеховым и культурная история китов

  • Мишель Пастуро, Михаил Майзульс «Кит. Культурная история». Изд-во «АСТ-Лед», 12+.

Новая книга «животно-культурного» цикла одного из самых авторитетных исследователей средневековой культуры Мишеля Пастуро – до этого уже выходили «культурные истории» волка, ворона и быка, «Читатель Толстов» писал о них. В предисловии к книге Михайл Майзульс пишет, что Пастуро написал также культурные истории медведя и свиньи – они, видимо, на очереди. Теперь героем книги становится кит – один из самых, в отличие от всех других героев созданной Мишелем Пастуро галереи животных, малоизученных представителей животного мира. Поэтому в античные времена и в Средневековье было принято наделять китов самыми скверными чертами – считалось, что киты являются людоедами, что именно эти гигантские морские чудовища повинны в гибели кораблей и моряков, что кит – главный враг человека в море, безжалостный убийца, приходящий из океанических глубин, жестокий и упорный. При этом европейская цивилизация охотно использовала китов для своих нужд: из ребер китов делали палатки, китовым жиром заправляли фонари, а женщины носили корсеты из китового уса. Примечательно, что символическое, мифологическое восприятие кита стало меняться с развитием технологий судовождения. Во-первых, китов научились отличать от других гигантских обитателей моря (кашалотов, касаток), во-вторых, рассказы мореплавателей и научные экспедиции зоологов во многом повлияли на «проекцию в культуре» этого морского животного, когда стало возможным разделять реалистические знания от фантастических вымыслов.

Читатель Толстов: советская экономика, застолье с Чеховым и культурная история китов

  • Захар Прилепин «Ополченский романс». Изд-во NeoClassic, 18+.

Книга вышла «по следам» популярного сериала, кстати, очень хорошего. И как часто случается в подобных случаях, переиздание книги заставило перечитать и понять ее по-новому. Первое издание «Ополченского романса», напомню, вышло в 2020 году, за два года до начала СВО. Это был сборник рассказов, цикл со сквозными героями: вот в одном рассказе мужик едет ополченцем на Донбасс, а в другом он уже командир взвода, держит оборону деревни; вот отпускник-контрактник из России с позывным Дак, оказавшийся в гуще донбасской войны, появляется в нескольких рассказах, а вот капитан Лесенцов едет в отпуск, привозит на Донбасс жену с дочкой, и в финальном рассказе чуть не погибает на минном поле, и так далее. Все это тогда, пять лет назад, выглядело сценами какой-то далекой, непонятной жизни. «Ополченский романс» — беллетристика, и этот относительно небольшой по объему сборник стал, по сути, первой серьезной попыткой художественного осмысления того, что в то время происходило на Донбассе. Военный быт, люди, словечки, сюжеты, байки, персонажи, мелкие детали (особенно ценятся на передовой женские тампоны и памперсы – незаменимая вещь при ранении) –картинки, ракурс, взгляд постоянно меняются: вот местный житель, ставший свидетелем расстрела, вот двое ополченцев, обнаружившие в заброшенном доме живого удава, вот пленные на блокпост пришли сдаваться… По стилю, по качеству прозы, по сюжетам «Ополченский романс» напоминает и военные рассказы Лимонова, и «Донские рассказы» (16+) Шолохова. И лишний раз доказывают, что в военной прозе (как, впрочем, и в жанре короткого рассказа) Захару Прилепину нет равных в современной русской прозе.

Читатель Толстов: советская экономика, застолье с Чеховым и культурная история китов

  • Юрий Поляков «Собрание сочинений. Том 6 (2006-2009). Гипсовый трубач. Свободный роман. Книга первая». «Собрание сочинений. Том 7 (2009-2012). «Гипсовый трубач. Свободный роман. Книга вторая». Изд-во «АСТ-Жанры», 16+.

Очередные два тома юбилейного пятнадцатитомного собрания сочинений Юрия Полякова, который сам себя называет «последним советским писателем», и «Гипсовый трубач», самое большое по объему из его произведений, лишний раз это доказывает. В шестом томе после собственно романа помещен очерк «Как я ваял «Гипсового трубача», где писатель рассказывает, как замыслил роман, как несколько раз к нему приступал, как в итоге придумал совершенно роскошный сюжетный «крючок»: представьте себе дом творчества, доживающий свои дни где-то в Подмосковье, представьте, как туда приезжают писатель и режиссер. А приехали они чтобы написать сценарий фильма, экранизации романа «Гипсовый трубач». И вот с этого начинаются их, скажем так, творческие и прочие приключения. Потому что если уж роман, так это роман. Там будет много второстепенных персонажей, боковых ответвлений, вставных новелл, баек и маленьких историй – по структуре это немного напоминает «Декамерон». Сам Юрий Поляков называет «Гипсового трубача» «иронической эпопеей», и это действительно так. Только к эпитету «ироническая» я бы добавил «ностальгическая»: герои романа глубоко погружены в советское прошлое (на момент написания романа еще относительно недавнее), и истории из советского быта, которых в романе много, только добавляют остросюжетности этому двухтомному произведению.

Читатель Толстов: советская экономика, застолье с Чеховым и культурная история китов

  • Рустем Вахитов «Ленин и мы». Изд-во «КПД», 18+.

В этом году, напомним, исполняется 155 лет со дня рождения В.И.Ленина, и вот новая книга о нем. Предисловие к книге написал Захар Прилепин, и он пишет: «Для мира фигура Ленина значит безусловно больше любого иного нашего правителя, потому что Ленин — планетарен. Как бы ни восхищались мы русскими князьями, нашими царями, нашими императорами, для большинства людей иных стран и континентов имена Дмитрия Донского, Иоанна Грозного, Екатерины Великой, Александра Первого могут иметь интерес исключительно исторического толка». А Ленин – он другой. Даже спустя сто лет после смерти он остается исключительно актуальным для нашего времени политиком, не говоря уже о том, что это самый издаваемый сегодня в мире русский мыслитель. Рустем Вахитов поставил перед собой непростую творческую задачу – собрать под одной обложкой многочисленные мифы о Ленине, его жизни, его политической деятельности, его последних днях (знаете, что после смерти Ленину приписывали самые мерзкие медицинские диагнозы?), наконец – и это уже ближе к нашим временам – о ленинском культе, который много лет существовал в нашей стране. Книга получилась доказательная, глубокая, серьезная. Видно, что автор, во-первых, тщательно проработал всю историческую фактуру, разобрался даже с происхождением тех или иных мифов. А во-вторых (и это главное) – он искренне любит Ленина как философа, как революционера, как величайшего человека, и книга пронизана этим восхищением и уважением.

Читатель Толстов: советская экономика, застолье с Чеховым и культурная история китов

  • Дарья Золотова «Ночь с июля на август. Рассказы». Изд-во «Альпина.Проза», 16+.

Небольшая книга, сборник рассказов, а рассказы я очень люблю. Тем более у Дарьи Золотовой (это ее дебютная книга) есть умение в коротком жанре, в каждой истории придумать какой-то сюжетный крючок, который в нужный момент срабатывает как чеховское ружье на стене. Вот девушка слышит, как в соседней комнате, которую снимает ее лучшая подруга со своим бойфрендом, что-то падает. Она как-то догадывается, что бойфренд только что убил ее подругу, но виду подавать нельзя. И вот они сидят рядом на диване, ведут неторопливые беседы, а девушка изо всех сил старается не выдать паники. Вот другая девушка с мамой приезжает в санаторий, к ней клеится сорокалетний мужик, но у них ничего не получится, только потом мама залезет в ее телефон, назначит свидание, но ничего хорошего не получится. Вот пара сходится, женится, переезжает в Москву, потом разводится – и все это дается через цепочку сообщений в мессенджерах, необычно. Вот парень-айтишник приглашает в свою одинокую квартиру девушку, чтобы заняться с ней сексом (в его случае – впервые в жизни), но что-то пойдет не так, и нам будет и грустно, и смешно. У Дарьи Золотовой есть несомненная способность так писать об отношениях, подсматривать (или придумывать) такие ситуации, что вроде бы сто раз о таком читал, но тут вам и фантасмагория, и романтика, и хорошего качества юмор, и заходы на территорию других жанров. Симпатичная книга, всем советую.

Читатель Толстов: советская экономика, застолье с Чеховым и культурная история китов

  • Маргарита Ронжина «Непокои». Изд-во «Альпина.Проза», 16+.

Второй роман Маргариты Ронжиной, писательницы из Екатеринбурга. О первом, «Одиночка», «Читатель Толстов» писал два года назад. «Одиночка» был таким романом о молодой женщине, родившей ребенка с ДЦП – очень тяжелое чтение, не каждый возьмется. Где девушка осталась один на один с миром, с больным ребенком на руках – и вся ее жизнь превращается в сплошную галерею больниц, палат, врачей, рецептов, и никто не поможет. Такая же атмосфере отчаяния, ощущения несправедливости и неправильности проходящей жизни пронизывает «Непокои». У главной героини Кати бесследно пропадает брат Сережа. Он уходит в поход в горы, из которого уже не вернется. А на дворе начало двухтысячных – свитеры в клетку, джин-тоники, коммерческие ларьки, залы игровых автоматов. И сама Катя – нищая студентка, которой как-то надо устраивать свою жизнь, но она бросила университет, пошла на никчемную работу, встретила Лешу, работающего в компании по продаже нефтяного оборудования. И вот мы наблюдаем за ее поспешным браком, который не нужен, кажется, никому. За бурным романом с другом погибшего брата, человеком непростым, творческим. За попытками спрятать тихое отчаяние под всеми этими встречами, бытовухой, повседневностью, хотя постоянное состояние тревоги и ожидания чего-то очень взрывоопасного не оставляет Катю. У Маргариты Ронжиной очень уверенная в себе, волевая, ни капельки не женская проза – но при этом «Непокои» написаны с таким женским вниманием к эмоциональным оттенкам, к подтексту, с хорошим (и это тоже отмечаешь сразу) стилем. В общем, примечательная книга.

Читатель Толстов: советская экономика, застолье с Чеховым и культурная история китов

Подпишись на Telegram-канал «ТОП Тверь»: мы публикуем актуальные новости в коротком формате.

0

Материалы по теме

Из этой же рубрики