Читатель Толстов: сапоги Меньшикова, Ленка и мертвецы

11:06

11 октября 2024

157

Читатель Толстов: сапоги Меньшикова, Ленка и мертвецы

«Читатель Толстов» напоминает, что хорошие новинки в российских книжных маркетплейсах появляются, наверное, каждую минуту. А лучшие из хороших – в нашем очередном обзоре.

Книга недели

Мартин Эмис «Зона интересов». Изд-во «Фантом Пресс», перевод Сергей Ильин, 18+.

Первое издание книги на русском языке вышло еще в 2016 году, а сейчас ее переиздали в связи с выходом экранизации – правда, в фильме оставили тот же сюжет, но немного по-другому расставили акценты.

В фильме показывают добропорядочную немецкую семью, где папа каждый вечер приходит с работы, дети его любят без памяти, и только в самом конце узнают, что место работы папы – лагерь смерти Освенцим, и он там комендант.

Роман обошелся без таких драматических эффектов, он интересен по-другому. Это такая попытка изобразить Освенцим как промышленное предприятие (каковым он, в сущности, и являлся, производил смерть для поступавших туда миллионов узников, «решал еврейский вопрос»). И как всякому промышленному предприятию, Освенциму спускались планы расхода ресурсов, учета и контроля за выпуском «готовой продукции».

И вот в романе три героя: похотливый «мажор» (племянник секретаря самого рейхсляйтера Бормана!)  Ангелюс Томсен, комендант лагеря Пауль Долль по кличке Старый Пропойца и еврей Шмуль, староста команды «чистильщиков», занимающихся утилизацией трупов. Им приходится решать, например, такие производственные вопросы:

«Насчет лучшего способа подсчета зондеркоманденфюрер был прав.  Не по черепам. Почти все объекты пускались в расход стандартным выстрелом в затылок, но зачастую делалось это неуклюже или поспешно, и черепа раскалывались. Строго научная процедура состоит, как мы установили, в том, чтобы подсчитывать бедренные кости и делить сумму на 2».

«Зону интересов», конечно, неизбежно будут сравнивать с «Благоволительницами» (18+) Джонатана Литтелла, самым нашумевшим за последние годы произведением о нацизме. Но если Литтелл писал своего героя Макса Ауэ как «лишнего человека» –  тайного содомита и полукровку, сумевшего выдать себя за истинного арийца и встроиться систему нацистского государства, Мартин Эмис пошёл ещё дальше. Он описал обычных людей, заурядных исполнителей, служащих системе, построенной на тотальном истреблении неправильного «человеческого материала».

Читатель Толстов: сапоги Меньшикова, Ленка и мертвецы
Автор фото: phantom-press.ru

Роман начинается в точке бифуркации истории Третьего Рейха: июль 1942 года, нацисты на пике могущества, немецкие войска стоят на Волге. И попытаться рассказать о самоощущении людей, которые воспринимают истребление себе подобных как интересный бизнес-проект, – пожалуй, такого уровня осмысления, такой грандиозной психологической задачи в современной литературе о нацизме еще не было. Жестокая, мрачная и невероятно притягательная книга.

Роман Коротенко «Как Россия победила в Крымской войне (1853-1856)». Изд-во «Издательские решения – Ридеро», 16+.

Очень необычный (да что там – совершенно оригинальный) взгляд на Крымскую войну (на Западе ее называют Восточной и даже Русской).

Во всех российских учебниках сообщается, что Российская империя эту войну проиграла, уступив объединенным усилиям Англии и Франции. Черноморского флота лишилась, укрепления срыла, часть крепостей вернула Турции… Роман Коротенко в своем историческом исследовании пересматривает эту точку зрения, и делает это весьма убедительно.

Прежде всего он обращает внимание на детали и подробности, которые по каким-то причинам ускользнули от историков. Например, описывая битву при Альме, предшествующую осаде Севастополя и закончившуюся разгромом русских войск, автор высказывает предположения о том, что командующий русскими военными силами князь Меньшиков, скорее всего, «играл на стороне британцев», намеренно выведя в чистое поле все силы гарнизона Севастополя. Коротенко изучает подшивки британских газет – и находит там множество необычных подробностей.

А рассказывая о причинах войны, тщательно погружается в геополитическую обстановку в Европе, Турции и даже Египте (да-да, события в этой стране также стали важным фактором).

История отдельной войны никогда не является «вещью в себе», а уж история военного конфликта величайших держав Европы, оставшаяся в памяти потомков под названием Крымской войны (и ставшей символом позора и отсталости России – что неслучайно, и, видимо, было главной целью западных историков, показать слабость и «отсталость» русского императора) – это настоящий клубок политических амбиций, дипломатических и шпионских операций, ошибочных решений, военных планов.

Читатель Толстов: сапоги Меньшикова, Ленка и мертвецы
Автор фото: ridero.ru

И нити из этого клубка могут привести куда угодно – то в музей, где можно увидеть «сапоги Меньшикова», то в американскую библиотеку, где хранятся мемуары Джона Кодмэна, малоизвестного участника этой войны.

Роман Коротенко – не «разоблачитель», желающий непременно развенчать своих предшественников, изучавших эту тему. Он добросовестный исследователь – скорее, его работа ближе к расследованию Крымской войны как детективного сюжета из отечественной истории, где мало кто обратил внимание на мелочи эпохи (газетные объявления, воспоминания второстепенных участников, малоизвестные источники), а именно в них-то, оказывается, и скрывалась истина.

Анна Пронина «Ленка и мертвецы. Истории о потустороннем». Изд-во «Феникс», 16+.

Отличная книга в жанре «фолк-хоррор», или, по-нашему, «деревенских ужастиков».

Обычная деревенская девушка Ленка с раннего детства обнаруживает в себе способность видеть мертвецов (как герой известного фильма «Шестое чувство»). Из-за этого у нее случаются разные интересные и жутковатые истории.

То отправится в лес за грибами, а там под деревом ее поджидает призрак девушки, которая отводит ее к заброшенному колодцу, где, собственно, эту девушку когда-то и убили, и теперь ее неупокоенный дух ходит за Ленкой, чтобы она помогла. То в ночную смену к Ленке (она на заправке работает) заходят сначала мальчик, которого сбила машина, а потом – и водитель той самой машины, погибший в ДТП. И все в таком вот духе.

Читатель Толстов: сапоги Меньшикова, Ленка и мертвецы
Автор фото: fenixbooks.ru

13 историй, каждая со своим сюжетом, своими героями – живыми и мертвыми. На мой взгляд, у нас появилась новая звезда «деревенских ужастиков» или фолк-хоррора. Кстати, Анна Пронина писала сценарий для сериала «Пищеблок» и ведет свой ТГ-канал «Будет страшно».

Филип К. Дик «Вспомнить все». Изд-во Fanzon, 18+.

Издательство Fanzon продолжает делать хорошее дело – переиздавать антологию всех известных рассказов Филипа К. Дика, который считается (да, собственно, скорее всего, является) главным американским фантастом всех времен и народов.

На сегодняшний день вышли уже три сборника рассказов Дика, «Вспомнить все» – четвертый по счету и самый обстоятельный, большой по объему, под 900 страниц и целых три десятка рассказов.

Читатель Толстов: сапоги Меньшикова, Ленка и мертвецы
Автор фото: eksmo.ru

Творчество Филипа К. Дика повлияло на развитие мировой научной фантастики как жанра именно благодаря рассказам: Дик придумал множество персонажей, ситуаций, историй, сюжетных ходов, которые впоследствии богато были применены его последователями. Сам он об этом говорил так:

«Главная, доминирующая предпосылка всех моих рассказов заключается вот в чем. Если мне когда-нибудь доведется встретиться с представителями неземного разума, куда чаще именуемыми «пришельцами из космоса», я наверняка смогу сказать им куда больше, чем соседу из дома напротив. Давайте возьмем мои рассказы и примем за данность, что это, во-первых, исковерканные, неверно понятые послания извне вперемешку с выдумками чистой воды и, во-вторых, какая-никакая альтернатива полноцветной рекламе собачьего корма на телеэкранах».

Вайюс Беккер «Военные дневники люфтваффе». Изд-во «Центрполиграф», перевод А. Цыпленков, 18+.

Оказывается, книг по истории люфтваффе, германских военно-воздушных сил времен второй мировой, написано не так много.

Ветераны люфтваффе не спешили делиться воспоминаниями о том, как они сносили бомбами мирные города или расстреливали колонны беженцев. Поэтому Вайюс Беккер сообщает в книге потрясающую цифру – оказывается за все годы войны (1939-1945) в Германии было построено 130 тысяч (!) самолетов всех типов, и кто-то сидел за штурвалами этих самолетов, так что ветеранам люфтваффе есть что рассказать.

Читатель Толстов: сапоги Меньшикова, Ленка и мертвецы
Автор фото: cnpol.ru

Автор составил точную и подробную картину основных событий, разворачивавшихся на главных театрах военных действий Второй мировой войны. Беккер привлек огромное количество материалов: официальные документы из архивов Германии и других стран, личные воспоминания высших офицеров люфтваффе, отчеты о боевых вылетах, дневники и письма летчиков.

Все повествование основано на исторических и архивных документах, в издании представлено большое количество черно-белых фотографий из военного архива Германии и СССР.

Джулия Менситьери «Работа мечты»: за кулисами индустрии моды». Изд-во «Новое литературное обозрение», перевод Е. Новохатько, 18+.

Я постоянно обращаю внимание на книги, которые выходят в серии «Библиотека журнала «Теория моды» – единственном в мире (!) научном академическом издании, посвященном вопросам современной моды, индустрии одежды, аксессуаров и прочего.

Новинки в этой серии, что радует, выходят регулярно, и освещают самые разные аспекты мира модной индустрии. Вот Джулия Менситьери, ученый-антрополог, изучила модные дома как работодателей. Как организована работа крупных агентств, создающих новые модные силуэты, что изменилось за последние десятилетия в работе дизайнеров, стилистов, фотографов, моделей и других участников процесса. Насколько образ гламурного мира, который многие воспринимают как реальность, отличается от истинного положения дел.

Читатель Толстов: сапоги Меньшикова, Ленка и мертвецы
Автор фото: nlobooks.ru

Один из главных выводов Менситьери: «работа мечты», работа в модной индустрии сегодня представляет собой сверхэксплуатацию, когда дизайнеры вынуждены расплачиваться за высокий социальный статус практически непрерывным созданием новых коллекций, показов, выставок и фестивалей.

Это на самом деле очень жестокий мир, своего рода квинтэссенция рыночных отношений, выживающий досуха всех, кто в нем оказывается: «Словно птицы в позолоченной клетке, творческие работники именитых домов моды имеют все: круг помощников, шоферов, путешествия первым классом, доступ к средоточиям элегантности и известным клиентам. Все, кроме времени».

«Работа мечты» получила гран-при французской профессиональной ассоциации Modalyon как лучшая книга о моде.

Александр Ливергант «Сомерсет Моэм. Король Лир Лазурного берега». Изд-во «Азбука», 16+.

Интересная биография, созданная Александром Ливергантом –  давним автором серии «ЖЗЛ», написавшим для них биографии Киплинга, Грэма Грина, Агаты Кристи. Александр Ливергант – лучший в России автор жизнеописаний английских писателей эпохи модерна, поскольку он не только хорошо знает эпоху, которую описывает (первая половина прошлого века), но и умеет передать тот неуловимый «дух времени», который объясняет эволюции творчества его героев.

Герой этой книги был одним из самых талантливых и преуспевающих английских писателей XX века. Хотя жизнь он вел вполне упорядоченную и даже размеренную, она оказалась яркой и насыщенной, в ней было много всего – любви и ненависти, друзей и врагов, встреч и путешествий, но самое главное – много творчества.

Читатель Толстов: сапоги Меньшикова, Ленка и мертвецы
azbooka.ru

Прежде чем стать писателем, Моэм работал врачом, участвовал в Первой мировой войне, а снискав славу на литературном поприще, попробовал себя в роли агента британской разведки, и в этом качестве ему удалось побывать в России в самый разгар революционных событий 1917 года.

В приложении к биографии знаменитого писателя представлены его путевые очерки, переведенные автором книги.

Александр Гасюк «Виктор Бут. Непокоренный». Изд-во «Молодая гвардия», 18+.

А вот эта биография заинтересует, думаю, многих. Виктор Бут провел в заключении 14 с половиной лет – 2 года в Таиланде и больше 12 лет в США.

Все это время о нем писали, о нем помнили, российские дипломаты добивались его освобождения, поскольку ни одно из обвинений, по которым Бута приговорили к 25 годам, не подтвердилось. Более того, было доказано, что «дело Бута» связано с совсем другими политическими сюжетами, и он, что называется, «попал под раздачу».

Александр Гасюк, в то время работавший корреспондентом российских изданий, несколько раз встречался с Виктором Бутом в американской тюрьме, где Бута держали в одиночном карцере без малейшей связи с другими заключенными. Он должен был психологически сломаться, сдаться, на это и был расчет – но он выстоял, выдержал и вернулся на Родину. Поэтому слово «непокоренный» в названии его биографии – единственно верное определение этого мужественного характера, настоящего русского человека.

Читатель Толстов: сапоги Меньшикова, Ленка и мертвецы
Автор фото: gvardiya.ru

Но книга о Викторе Буте – это в том числе и описание самых мрачных, чудовищных практик, которые используются в американских тюрьмах (и тюрьмах Таиланда), это такой путеводитель по девяти кругам пенитенциарной системы «самой свободной страны мира». В любом случае это отлично написанная, компетентная книга, раскрывающая многие детали истории, случившейся с Виктором Бутом.

Марина Костюхина «Круглый год: детская жизнь по календарю». Изд-во «Новое литературное обозрение», 16+.

Книга из хорошей серии «Культура повседневности», о новинках которой стараюсь всегда рассказывать. «Круглый год» – масштабное культурологическое исследование, посвященное календарям и их роли в жизни школьников. Вернее, не только школьников, но и гимназистов, потому что использование календарей началось еще в царской России.

Возможно ли прочесть историю российского детства по детским календарям разных эпох? На этот вопрос отвечает Марина Костюхина, сопоставляя календарь со школьным дневником.

Ежедневные записи уроков, отметок и замечаний учителя в дневнике не исчерпывают жизни его владельца и теряют всякий смысл по завершении учебного года. Но какую важную роль играет школьный дневник в течение этого года и как много информации о каждом учебном дне он содержит!

Читатель Толстов: сапоги Меньшикова, Ленка и мертвецы
Автор фото: nlobooks.ru

Нечто подобное являет собой печатный календарь, определяя долженствование каждого дня и целого года детской жизни, но далеко не исчерпывая их содержания.  Так, жизненно значимая для гимназиста запись о «поцалуе» в календаре 1908 года сделана поверх текста о «тезоименитстве государя императора», а официальная годовщина чествования челюскинцев в календаре 1935 года отмечена советской школьницей восклицательными знаками как глубоко личное событие.

Алекс Крамер «Легендарные сэндвичи. 100 рецептов со всего мира». Изд-во «Издательские решения – Ридеро», 12+.

Замечательный путеводитель по миру сэндвичей. Мы-то готовим сэндвичи каждый день, это такая еда на скорую руку, а между тем в американской гастрономической культуре сэндвичи – важный элемент, целая субкультура, включающая в себя великое разнообразие этого незатейливого на первый взгляд перекуса.

Есть сэндвичи с тунцом, с авокадо, есть суперсложные «клубные сэндвичи», есть кубинские сэндвичи, для которых специально готовится жареная свинина. Есть оригинальные сэндвичи вроде «Елены Руз», который собирается из рулета с индейкой, сливочного сыра и фруктового джема. Его популярность является результатом необычного контраста между сладким и соленым вкусом, и считается, что сэндвич получил свое название в честь Елены Руз, богатой светской львицы из Гаваны, которая в конце 1920-х годов заказывала это особое сочетание ингредиентов в местном ресторане.

Читатель Толстов: сапоги Меньшикова, Ленка и мертвецы
Автор фото: ridero.ru

Простое сочетание хлеба и начинки – замечательное кулинарное изобретение: это сытно и питательно, быстро и удобно, разнообразно и, конечно же, вкусно. Тем не менее, существуют сэндвичи, которые с течением времени стали настоящими легендами в кулинарном мире. И эта книга станет вашим путеводителем в чарующий мир ломтиков хлеба с разнообразной начинкой.

Марат Исангазин «Платон, Плотин и Баламут. О фантастике, кино и не только». Изд-во «Издательские решения – Ридеро», 16+.

Сборник статей, посвященных кино и фантастике. Автор – человек, безусловно, эрудированный, начитанный, способный разглядеть в популярных фильмах и книгах некие новые, неожиданные смыслы.

Например, боевик про девушку-киллера Никиту он выводит из сюжета о Пигмалионе и Галатее, а роман Чайна Мьевиля «Кракен» рассматривает как сюжет о крушении империи. Марат Исангазин в своих рецензиях копает глубоко – он не столько обсуждает книгу, сколько анализирует исторический и социальный контекст, сравнивает с другими произведениями, обнаруживает неочевидные параллели и смыслы…

Читатель Толстов: сапоги Меньшикова, Ленка и мертвецы
Автор фото: ridero.ru

К сожалению, замечательная серия Василия Владимирского «Лезвие бритвы», где выходили сборники критических статей о фантастике, уже несколько лет «стоит на паузе», поэтому книгу Исангазина можно смело рекомендовать не только знатокам и ценителям жанра фантастики, но и людям, которые любят такие вот рецензии, больше напоминающие исторические штудии и культурологические расследования.

Дани Эрикур «Ложка». Изд-во No Age, перевод Екатерина Даровская, 16+.

Хороший роман в жанре young adult, очень модном сейчас и на такую же модную тему – путешествия памяти, неочевидные связи прошлого и настоящего.

1985 год, Уэльс. Отец 18-летней Серен внезапно умирает. Известие буквально парализует всех членов ее семьи – мать, братьев и бабушку с дедушкой.

На прикроватной тумбочке покойного героиня находит серебряную ложку, у которой нет пары среди столовых приборов в их семейном отеле. Несмотря на тоску и боль, Серен решает разгадать тайну странной находки.

Читатель Толстов: сапоги Меньшикова, Ленка и мертвецы
Автор фото: labirint.ru

Первая же догадка ее дедушки о том, что узор на ложке похож на тот, которым некогда украшали дегустационные чаши в Бургундии, подталкивает юную героиню к мысли пересечь Ла-Манш и далее на стареньком отцовском «вольво» отправиться в путешествие по дорогам Франции. И ее путешествие превращается в увлекательный квест, где девушке предстоит выяснить тайны собственной семьи, но больше всего узнать о самой себе.

Ложка становится для Серен таким волшебным Граалем, который позволит ей сделать массу уникальных, радостных и трогательных открытий.

Евгений Спицын «Ложь и правда о советской экономике». Изд-во «Концептуал», 18+.

Евгений Юрьевич Спицын – известный историк, в основном предметом его изучения является советская экономика.

Спицын считает, что Сталин сумел построить в СССР уникальную, суперэффективную модель экономики, а вот Хрущев, пришедший ему на смену, осознанно эту модель разрушал, и довел страну до такого состояния, что Советский Союз рухнул прежде всего из-за слабости экономики, из-за экономических проблем.

Поэтому в своей новой книге Евгений Спицын основное внимание уделяет хрущевской эпохе, многочисленным решениям хрущевского правительства, которые практически уничтожили все те правильные начинания, которые в ней были. Тут и история освоения целины, и создание совнархозов, и глупейший проект «догнать и перегнать Америку».

Читатель Толстов: сапоги Меньшикова, Ленка и мертвецы
Автор фото: konzeptual.ru

Хрущев не был экономистом, в своих решениях руководствовался мотивами политическими, но по мнению Спицына, именно его правление стало фатальным для «советского проекта». Выводы, возможно, спорные, но Евгений Спицын приводит выдержки из подлинных документов, он очень хорошо изучил тему – и его книгу следует прочесть всем, кто интересуется советской историей.

Салман Рушди «Восток, Запад». Изд-во Corpus, перевод Татьяна Чернышева, 16+.

Я постоянно пишу в «Читателе Толстове» про книги Салмана Рушди, тем более что издательство Corpus взялось за издание всего корпуса его сочинений.

«Восток, Запад» – неожиданный для Рушди (он вообще-то только романы пишет) сборник рассказов, где рассказывается о жизни людей на Востоке, в родной для Рушди Индии, и на Западе, где он живет большую часть жизни.

Это такие бытовые истории: вот бедному парню достается в наследство коляска рикши, а он влюбился в жену местного бандита и катает ее бесплатно. Вот красивая женщина пришла в английское посольство получить визу для выезда в Лондон, где живет ее муж, которого она ни разу в жизни не видела, ей задают вопросы, как выглядит ее муж, она все придумывает на ходу и визу ей не дают.

Читатель Толстов: сапоги Меньшикова, Ленка и мертвецы
Автор фото: corpus.ru

Рушди – писатель-космополит, и в книге «Восток, Запад» рассказывает не столько о людях, сколько о восточной и западной цивилизациях, об их стремлениях и сложностях, о неудачах глобализации и о людях, стоящих перед непростым выбором.

Валерий Иванов «Вьетнамский Сталинград: сражение за Дьенбьенфу. Малоизвестные страницы войны в Индокитае. 1953–1954». Изд-во «Центрполиграф», 16+.

Книга из замечательной исторической серии «Новые исследования новейшей истории». Многие вообще никогда не слышали о каком-то там «сражении за Дьенбьенфу», а между тем этому сражению исполнилось в этом году 70 лет, и историки действительно называют его «вьетнамским Сталинградом».

В 1953 году Вьетнам еще формально оставался французской колонией, но в стране началось движение за национальную независимость, и французское военное командование решило одним ударом уничтожить всю повстанческую вьетнамскую армию. Было известно, что основные силы вьетнамцев сосредоточились в укрепленном районе близ города Дьенбьенфу, и французы отправили туда огромные силы – авиацию, артиллерию, танки, парашютистов.

Сражение между колониальной армией и вьетнамскими солдатами продолжалось два месяца – при полном превосходстве французов, обладавших более современным оружием. Однако французская армия потерпела в этой битве сокрушительное и унизительное поражение, гарнизоны фортов, которые успели захватить французы, вынуждены были капитулировать.

Читатель Толстов: сапоги Меньшикова, Ленка и мертвецы
Автор фото: cnpol.ru

В своей монографии автор уделил внимание анализу различных аспектов комплектования, боевой и политической подготовки личного состава и материально-технического обеспечения Вьетнамской народной армии. Кроме того, в книге отдельно представлен всесторонний анализ ряда аспектов участия формирований Иностранного легиона Франции в сражении за Дьенбьенфу.

Павел Нефедов «Гастроли и трофеи. Московские выставки ХХ века». Изд-во «Бослен», 16+.

Московский историк Павел Нефедов выпустил новую книгу, посвященную истории ВДНХ. Два года назад «Читатель Толстов» уже писал о его книге «Между небом и землей. История павильона «Космонавтика» на ВДНХ» (16+), новая книга также посвящена Выставке достижений народного хозяйства – самому грандиозному и масштабному выставочному проекту советской эпохи.

Для СССР крупные выставки всегда имели особое значение. Во времена холодной войны советское общество было практически изолировано от внешнего мира, и международные выставки были единственным окном в этот мир. Движение существовало и в обратную сторону – в ответ на любую иностранную выставку Советский Союз устраивал за границей собственные показы (кстати, знаменитая скульптура «Рабочий и колхозница», ставшая символом «Мосфильма», изначально готовилась именно для советского павильона на иностранной выставке).

Павел Нефедов исследует историю советских выставок начиная с первых показов, которые проходили в 1923 году и получили название Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.

Опыт был признан удачным, однако до открытия полномасштабной выставки, которую мы сегодня знаем, как ВДНХ, потребовалось еще много лет, когда советское правительство в итоге пришло к выводу, что надо совместить демонстрацию достижений советской промышленности с массовыми развлечениями, превратить посещение выставки в культурное мероприятие.

Читатель Толстов: сапоги Меньшикова, Ленка и мертвецы
Автор фото: boslen.ru

Подпишись на Telegram-канал «ТОП Тверь»: мы публикуем актуальные новости в коротком формате.

0

Материалы по теме

Из этой же рубрики