Читатель Толстов: работорговля, Шрек и семейный алкоголизм

11:00

18 октября 2024

1818

Читатель Толстов: работорговля, Шрек и семейный алкоголизм

«Читатель Толстов» вместе с вами радуется, сколько интересных новинок появилось на этой неделе! Тут и путешествие новосибирской студентки в деревню, где обитает секта, и тайны Винни-Пуха, и хроника борьбы с алкоголем, и многое другое. Читаем, выбираем, читаем!

 

Книга недели

  • Анна Лунева, Наталия Колмакова «Черная изба». Изд-во «МИФ», 16+.

У издательства «МИФ» появилась новая книжная серия «Читаем Россию». В данном случае «читаем» Новосибирскую область, родину авторов «Черной избы». Катя Чернова приезжает из Барнаула в Новосибирск поступать в консерваторию, но срезается на экзамене, и решает поступить (домой-то неохота возвращаться) в аграрный колледж, на ветеринарного фельдшера. Новая жизнь, новые впечатления, комната в общежитии, новая знакомая – Леночка Хорошилова, приехала из какого-то глухого таежного села Лебяжье. Леночка странненькая, это еще мягко сказано. И вообще не совсем понятно, что она делает среди будущих ветеринарных фельдшеров – собиралась же художницей стать. Но вот ее община (Леночка, оказывается, выросла в общине в своем Лебяжьем)  решила, что лучше ей выучиться на ветеринара. Потом из этой общины ночью приедут какие-то тетки, Леночку быстро оденут и куда-то увезут. И вот тут начинается самый смак. Потому что первая половина книги – это довольно скучноватые, в духе Донны Тартт, описания общежитской и студенческой жизни. И постепенно, исподволь, начинает замешиваться мистическая история, все плотнее, все гуще, и вот уже читатель несется как угорелый в дебри жанровой литературы — дионисийский культ в глухой тайге, таинственная секта, жертвоприношения девственниц, зловещий «лесной хозяин», приходящий из темноты… Катя поначалу не придает значения всем этим историям, у нее самой сплошные семейные драмы, но чем дальше, тем страшнее – и, соответственно, интереснее. Безусловное достоинство «Черной избы» — это очень цельная, крепко выстроенная история, практически не отпускающая читателя до последней страницы. Трудно поверить, что роман написали дебютантки, потому что сюжет построен с недюжинной изобразительной силой, литературной опытностью – хотя не скажу, что там какой-то выдающийся стиль, слог, но картинка получается достоверная, яркая, ей веришь. Второе важное достоинство – это не мистический роман, не подражание Стивену Кингу, с которым у нас принято сравнивать каждого автора, написавшего что-нибудь «мистическое». Там все инфернальное, запредельное, ужасное бережно припасено на последние главы, а до того мы читаем историю дружбы двух девушек, девочек фактически, вникаем в мелкие подробности их ссор и размолвок. Мне «Черная изба» удивительно напомнила советскую молодежную прозу, все эти навсегда забытые романы о том, как молодые люди в поисках смысла жизни идут на завод и в институты. И третье: это редкий в современной прозе роман о том, как устроена жизнь современных подростков, да еще живущих в Сибири. Великолепный роман, пожалуй, одна из лучших прозаических книг этого года.

 

  • Сергей Румянцев «Книга тишины. Звуковой образ города». Изд-во «Бослен», 2021 г.

Человек занимается так называемой акустической экологией, исследует звуки, которые окружают нас в повседневной жизни. И попутно создает своего рода звуковую летопись прошедших эпох, рассказывает о звуках, которые когда-то сопровождали городского жителя, а сейчас их уже нет. Например, почему двадцатые называют «ревущими»? Потому что начался массовый выпуск автомобилей, производители снабжали их клаксонами, и это повсеместное рычание моторов и бибиканье создало своеобразный звуковой образ эпохи. Хотя в книге Сергея Румянцева приводятся самые разные звуки городской жизни, ныне исчезнувшие: благовест церквей, радиопереклички в советские годы (кто не помнит «Пионерскую зорьку»!), заводские гудки, возвещавшие о начале утренней смены… Множество звуковых деталей, о которых сейчас читаешь как о признаках городской жизни, ныне совершенно исчезнувших. Я вот до сих пор помню рассказы бабушек о постоянно включенной в квартире «радиоточке» — сейчас их заменила другая «говорящая мебель», телевизоры. А про такие проекты, как «Орган труда», звук которого был слышен на расстоянии нескольких километров, впервые прочел.

Читатель Толстов: работорговля, Шрек и семейный алкоголизм

Фото: boslen.ru

  • Андрей Зорин «Жизнь Льва Толстого. Опыт прочтения». Изд-во «Новое литературное обозрение», 18+.

Это замечательная книга – с учетом всего того, что у нас написано про Льва Толстого. Э переиздание, первое издание вышло пять лет назад и тогда на книжной ярмарке «Нон-фикшен» посетители ярмарки раскупили весь пятитысячный тираж, что по нынешним временам большая редкость! Андрей Зорин написал очень дельную книжку – компактную, лишенную академической сухости, простую (ну, насколько можно просто говорить о таком явлении нашей культуры, как Лев Толстой). Написана его книга к тому же с огромной симпатией к своему герою и с качественной подачей фактического материала. Я вот не знал, что фамилия Ростовых в «Войне и мире» сначала выглядела как Простовы, Простые – автор хотел так неуклюже зашифровать фамилию Толстые, потом из Толстых-Простых-Простовых и появились Ростовы. Даже на фоне отличных книг о Льве Толстом, созданных в последние пару лет (напомню о великолепной работе Владимира Березина «Дорога на Астапово» (16+), я о ней писал), книга Андрея Зорина не теряется. Это хорошая работа, отличный случай, когда надо что-то прочесть о биографии Толстого, а залезать в тысячестраничные тома «ЖЗЛ» не хочется.

Читатель Толстов: работорговля, Шрек и семейный алкоголизм

Фото: nlobooks.ru

  • Сюсаку Эндо «Молчание». Изд-во «Эксмо», 2017 г. Перевод с японского И.Львовой, Г.Дуткиной, 18+.

Еще одно заметное переиздание, первый раз роман выходил в России пять лет назад, потом по нему режиссер Мартин Скорсезе снял фильм, но фильм, как это часто бывает, оказался слабее романа, его быстро забыли. А вот роман одного из самых известных писателей современной Японии Сюсаку Эндо прочесть советую. Прежде всего — неожиданный выбор места и времени действия. В XVII веке португальский проповедник отправляется с миссией в Японию, а когда от него вдруг перестают приходить письма, в Японию отправляются два молодых монаха. Которые не знают, что в это время очередной правитель Японии устроил истребление христиан, и им предстоит попасть в самое, как говорится, пекло. Христианские миссионеры прибывают в Японию, страну, которая им совсем незнакома и не очень понятна. Готовы ли они к тем страданиям, которые им уготованы? Стоит ли вера жизни и можно ли слабостью оправдать предательство? Понятно, что в романе с таким сюжетом будет много размышлений о христианстве и язычестве, о мученичестве и миссионерской природе веры. Но чем еще запоминается «Молчание», так это удивительной атмосферой тотальной безнадеги, когда монахи понимают, что дороги назад нет, и единственное, что остается – делать свое дело, хотя это смертельно опасно и для них, и для их единоверцев. Прекрасный христианский роман вроде «Галаада» (18+) Мэрилин Робинсон или «Истории одиночества» (16+) Джона Бойна.

Читатель Толстов: работорговля, Шрек и семейный алкоголизм

Фото: eksmo.ru

  • Юля Гайнанова «Бутылка». Изд-во «Городец», 18+.

Две женщины, обе семейные – точнее, одна недавно развелась, обеим чуть за 30. Обе выпивают, причем у них разные стратегии употребления алкоголя: одна напивается редко, но метко, в хлам, до соплей, не помнит наутро, как попала домой и что вытворяла. Вторая пьет каждый вечер как бы по чуть-чуть, но один бокал десять лет назад давно превратился в три-четыре теперь, а через пару лет она дойдет до шести бокалов за вечер – и практически сравняется с первой. И вот они, Юля и Ксения, садятся и решают год не пить, и вести дневник этого трезвого года. А заодно разобраться в своих отношениях с близкими, с работой, с карьерой, с детскими травмами, но прежде всего – с алкоголем. «Бутылка» — это потрясающая история того, как алкоголь потихоньку, по бокалу за вечер, убивает человека. И сравнить ее, получается, мало с чем. Не так давно выходила книга финской журналистки Сары Хепола «Трезвый дневник» (18+), отчаянная исповедь женщины, у которой алкоголь отнял все, и она написала книгу, чтобы разобраться, не слишком ли высокой оказалась плата. Книга Юли Гайнановой – она, я бы даже сказал, сильнее. Во-первых, это наши русские девушки, то есть реалии, которые они описывают, нам близки и понятны. Во-вторых, они говорят не только о своей зависимости, они вообще рассуждают о роли алкоголя в медиа, в общественной жизни, об «алкогольной этике», которая проглядывает практически во всех сериалах, книгах и фильмах. Книжка получилась отменная, исповеди девушек – жутковатые, местами беспощадно откровенные, но всем, у кого в семье есть пьюшая (и даже умеренно выпивающая, не больше бокала вина вечером) женщина – читать обязательно. Многое узнаете.

Читатель Толстов: работорговля, Шрек и семейный алкоголизм

Фото: gorodets.ru

  • Арсений Дежуров «Маятник культуры. От становления до упадка». Изд-во «Лед», 16+.

Книга написана на основе курса лекций, прочитанных известным российским искусствоведом и филологом Арсением Дежуровым. Сам автор, понимая, что будет говорить о мировой культуре с людьми, мягко так скажем, несведущими, предупреждает, что постарается максимально ужать лекции, убрать всю воду, все даты (за это отдельное спасибо), зато насытить повествование всякими «гэгами», малоизвестными и броскими фактами. Например, говоря о спорте, порассуждает, почему этот вид человеческой деятельности занимает сегодня такое непропорционально большое место в нашей жизни (а это нам привет из Античности). Или в рассказе об эпохе Возрождения обратится к проблемам повседневной жизни – и почему именно женская нагота стала тем триггером, которая породила новую эпоху в европейском искусстве. Благодаря этой книге мы видим, что язык культуры меняется, но есть ли незримый закон, подобно маятнику определяющий ее движение?

Читатель Толстов: работорговля, Шрек и семейный алкоголизм

Фото: ast.ru/redactions/lyod

  • Джордж Фрэнсис Доу «История работорговли». Изд-во «Центрполиграф», перевод Л.Игоревский, 18+.

Переиздание одной из самых известных книг, посвященных истории работорговли – причем сам Доу, известный историк и собиратель древностей, основное внимание уделяет эпохе «развитой работорговли», когда европейские государства стали вывозить «черных работников» из Африки в свои колонии. Бизнес на перевозке и продаже рабов оказался настолько прибыльным, что потребовалось примерно три века, прежде чем работорговцы дошли до такой мысли, что проще захватывать и колонизировать земли, где ловят рабов, нежели чем возить их за три моря. В книге очень подробно описываются все бизнес-схемы и логистика «великого работоргового пути»: все морские суда с трюмами, набитыми чернокожими рабами, захваченными во время племенных войн или похищенными в мирное время, направлялись от побережья Гвинейского залива в Вест-Индию, в американские колонии, ставшие Соединенными Штатами, где несчастных продавали или обменивали на самые разные товары. В книге собраны воспоминания судовых врачей, капитанов и пассажиров, а также письменные отчеты для парламентских комиссий по расследованию работорговли, дано описание ее коммерческой структуры. Есть совершенно великолепные детали. Вот эта, например: «Бренди, который мы привезли с собой для торговли, был очень хорошего качества, но черномазые считали, что он недостаточно крепок и «не кусается», как они выражаются. Поэтому мы из каждой бочки выкачивали треть бренди, затем сыпали в нее полведра кайенского перца, добавляли воды, и в течение нескольких дней напиток становился достаточно крепким для самого черного дьявола. Когда чернокожие приходили пробовать его, то говорили: «Вот, это кусается».

Читатель Толстов: работорговля, Шрек и семейный алкоголизм

Фото: cnpol.ru

  • Дэн Симмонс «Мерзость». Изд-во Neoclassic, перевод Юрий Гольдберг, 18+.

Я люблю творчество Дэна Симмонса (который, как оказалось, до сих пор время от времени работает школьным учителем – потому что когда-то он, начинающий писатель, придумывал сюжеты своих фантастических романов из «Цикла Гипериона» (16+) вместе со своими учениками). Мой любимый роман – «Террор» (18+), а «Мерзость» своего рода предисловие к «Террору», история необычной экспедиции на Эверест, которая должна не просто взойти на высочайшую вершину мира, но и выяснить судьбу одного из участников предыдущего восхождения – молодого английского аристократа Персиваля Бромли, мать которого дала денег на экспедицию. И вот трое смельчаков отправляются в Тибет, чтобы совершить восхождение, но тут их (как и в «Терроре») начинает преследовать какое-то ужасное существо, которое невозможно разглядеть в бушующих на Эвересте снежных бурях. А что, если это и есть тот самый кровожадный «снежный человек», йети, о котором ходят легенды среди альпинистов? Попутно Джейк Перри, главный герой романа, подробнейшим образом рассказывает о технологиях восхождения на высокогорные вершины, копается в своих записных книжках, рассуждает о мировой политике. Собственно, в «Мерзости» Симмонс собрал сразу три романа – приключенческую историю о восхождении на Эверест, исторический роман о людях 1920-х годов и увлекательный «хоррор» (до которого еще нужно дочитать, объем книги под 800 страниц). Но если вы любите «Террор», вам понравится.

Читатель Толстов: работорговля, Шрек и семейный алкоголизм

Фото: ast.ru/redactions/neoclassic/books

  • Владимир Лакшин «Александр Островский». Изд-во «Молодая гвардия», 18+.

Издательство «Молодая гвардия» переиздало в серии «ЖЗЛ» биографию Александра Островского, написанную в середине 1970-х годов известным литературоведом Владимиром Лакшиным. Для 70-х эта книга была важной для существовавшей тогда общественной полемики. Лакшин – «либерал», самая яркая звезда команды «Нового мира», но в данном случае интереснее, насколько искусным биографом оказался автор. А вот с этой точки зрения читать биографию Александра Островского (которому исполнилось в этом году 200 лет со дня рождения, издание приурочено к юбилейной дате). И чтение оказывается весьма познавательным. Мы узнаем не только факты биографии драматурга Островского, но и степень его погруженности в конфликты современной ему литературной тусовки. Сам Островский, может быть, и не хотел становиться стороной этих многочисленных общественно-идейных конфликтов, но он был популярным автором, человеком, в общем, незлобивым, поэтому его и тянули в разные стороны его друзья, писатели, редакторы и журналисты. «Островский решился начать публичные чтения пьесы. Прежде всего он, как обычно, прочитал комедию кружку друзей, потом в салоне Ростопчиной. Слушатели хвалили пьесу, и, как бывает в таких случаях, каждый хвалил за свое и выклевывал из содержания то, что ему хотелось». Хорошая биография, много нового узнаешь про нравы литературной Москвы позапрошлого века.

Читатель Толстов: работорговля, Шрек и семейный алкоголизм

Фото: gvardiya.ru

  • Томас Гунциг «Рокки, последний берег». Изд-во No Age, перевод Нина Хотинская, 18+.

Роман в популярном в современной литературе жанре постапокалипсиса. Глобальная катастрофа поглотила Землю, уничтожила всю цивилизацию, спастись удалось немногим. На затерянном острове в Атлантическом океане миллиардер Фред создал персональный рай для себя и своей семьи. Здесь есть все необходимое, любые напитки, любая еда, все развлечения, практически это модель обычной, докатастрофной жизни. Но самый настоящий ад – внутри человека, внутри семьи. Элен, жена Фреда, боится и не понимает своего мужа, его сын Александр ненавидит отца. Можно спастись от апокалипсиса, но невозможно избежать семейной катастрофы, если в семье нет взаимпонимания, которого не купишь за все золото мира. Есть ли любовь в мире, который потерял смысл? Надо ли верить в светлое будущее, которое уже никогда не наступит? Роман Томаса Гунцига – печальная философская история, когда события происходят в ограниченном пространстве, с минимумом героев, и в формате одной семьи воспроизводится не только семейная трагедия, раскол и непонимание между поколениями, но и отражается крушение всей цивилизации. Блестящее исследование природы человечности и ее границ.

Читатель Толстов: работорговля, Шрек и семейный алкоголизм

Фото: /polyandria.ru/noage

  • Дмитрий Тараторин «Краткая история ничто». Изд-во «Директ-Медиа», 18+.

Автор начинает книгу с цитаты из Хармса: ««Так начинается голод: с утра просыпаешься бодрым, потом начинается слабость, потом начинается скука,потом наступает потеря быстрого разума силы, потом наступает спокойствие. А потом начинается ужас». Это не только про голод, это такое метафизическое изображение страха смерти, ужаса перехода из жизни в «ничто». Дмитрий Тараторин написал не очередную «книгу о смерти», таких книг уже миллион написан, он попытался изучить смерть, «ничто», увидеть ее глазами философов, мыслителей, писателей разных эпох. Как по-разному, оказывается, видели смерть Платон и, скажем, Мартин Лютер. Как по-разному рассматривали всякие события и идеи, сопровождавшие рассуждения о бренности жизни – существование загробного мира, феномен воскресения, войну, болезни… Эта книга сама по себе выглядит каким-то путеводителем по идейному миру разных эпох, но при этом она написана толково, с вниманием к фактуре, высказываниям и трудам великих мудрецов, и чтение ее можно назвать, вопреки названию, вполне жизнеутверждающим.

Читатель Толстов: работорговля, Шрек и семейный алкоголизм

Фото: directmedia.ru

  • Борис Прокудин, Филипп Желваков «Базаров порезал палец. Как говорить и молчать о любви». Изд-во «Азбука», 16+.

Книга основана на материалах одноименного подкаста, который ведут психолог и философ. В качестве материала для исследований они берут известные фильмы и мультфильмы, и основываясь на них, раскрывают механизмы психологического поведения их персонажей, а заодно отыскивают необычные переклички и сближения – и, как водится, дают советы. Получается весьма интересно, небанально, занимательно. Авторы демонстрируют живой ум, находят остроумные параллели. Никогда не приходило в голову, что Герасим из известной сказки про Му-Му и мультяшный огр Шрек – практически проекции друг друга. Герасима никто не понимает, и все его побаиваются, у Шрека та же фигня. А вот по повести Льва Толстого «Детство» можно выстраивать отношения с мамой, тоже весьма необычный подход. А внимательное изучение пьесы Булгакова «Бег» (и фильма по пьесе) позволяет поговорить о переменах, о том, как в жизни все непросто, и в жизни случаются грандиозные изменения, с которыми далеко не каждый может справиться. Отличный синтез философии, литературы и психологии.

Читатель Толстов: работорговля, Шрек и семейный алкоголизм

Фото: azbooka.ru

  • Сергей Капков «Легенды студии «Союзмультфильм». Изд-во «Бослен», 12+

Новая книга Сергея Капкова, написавшего несколько книг по истории отечественного кинематографа, посвящена киностудии «Союзмультфильм». Много есть книг по истории кино, легендарных фильмов, всяких загадочных и неизвестных публике подробностях их создания, а вот про мультики как-то не приходилось такого читать. А между тем в мультипликации существовали свои герои, свои легенды, свои интриги и загадки. Очень порадовало, что книга (это скорее сборник биографических очерков) начинается с рассказа о человеке, который для нас не чужой – Федор Хитрук родился и вырос в Твери, а в «Союзмультфильм» устроился на работу после того, как в тверском кинотеатре посмотрел диснеевский мультфильм про Белоснежку и семь гномов. И сам создал великолепные шедевры советской анимации – и стал, кстати, первым режиссером-мультипликатором, удостоенным государственной премии именно «за мультики». А еще он придумал мультфильмы для взрослых. Книга очень богато иллюстрирована – там и архивные фото, и документы, и, само собой, кадры из мультфильмов. Кто придумал Карлсона, откуда появился Чебурашка, почему к бременским музыкантам присоединился Трубадур, которого нет в сказке, и много всего такого, необычного.

Читатель Толстов: работорговля, Шрек и семейный алкоголизм

Фото: boslen.ru

  • Вера Фролова «Ищи меня в России. Дневник «восточной рабыни» 1942-1945». Изд-во «Азбука», 18+.

Вере было 17 лет, когда пригород Ленинграда Стрельну, где она родилась, оккупировали немецкие войска. А весной 1942 года нацисты угнали девушку вместе с ее матерью в Германию, где они стали «остарбайтерами», иначе говоря, «восточными рабами». Работали в сельском хозяйстве, в большом поместье бауера Адольфа Шмидта. Там на протяжении трех лет Вера вела дневник, по мере способностей записывала события о своей рабской жизни на чужбине, о встречах с разными людьми, о своих переживаниях, горестях, надеждах. После освобождения советскими войсками в марте 1945 года Вера и ее мама вернулись на Родину. Единственным, что она привезла с чужбины – саквояж из соломы, набитый ее дневниками. Эти дневники стали доступны только в 1997 году, когда были опубликованы небольшие отрывки, но полностью издать рукопись получилось только сейчас – даже в двух томах. И это, конечно, потрясающее чтение, голос молодой девушки, вчерашней школьницы, которая оказалась рабыней у немецкого бюргера. И какие неожиданные возникают переклички с нашим временем, хотя строки написаны восемьдесят лет назад: «Вчера и сегодня вечером ходили к Гельбу слушать радио. Но ничего особенного и там не услышали. По их словам, выходит, что сдача Харькова не имеет какого-либо важного стратегического значения и отнюдь не влияет на предопределенный «великим фюрером и самим Господом Богом результат войны». Что моральный дух «славных сынов Рейха далеко не сломлен и даже, наоборот, высок, как никогда, и что решающий этап борьбы против злейшего врага всего цивилизованного человечества — большевизма — еще впереди…». Перед нашим уходом Генрих случайно «поймал» печальную траурную мелодию. Оказалось, что это транслировали из Берлина панихиду по всем убиенным в битвах под Курском».

Читатель Толстов: работорговля, Шрек и семейный алкоголизм

Фото: azbooka.ru

  • Имоджен Кримп «Реальная жизнь». Изд-во «Синдбад», перевод Дарья Андреева, 18+.

Молодая (родилась в 1989 году) английская писательница Имоджен Кримп – новое открытие современной прозы. «Реальная жизнь» — ее первый роман, и его сравнивают с книгами Салли Руни, которую принято называть «голосом нового поколения» (и, кстати, книги Руни также выходили в издательстве «Синдбад»). «Реальная жизнь» — это история Анны, которая берет уроки вокала в консерватории, а по вечерам поет в местном баре. К ней постоянно клеятся посетители, Анне никто из них не нравится, но вот появляется Макс – уверенный в себе, остроумный, старше Анны на десять лет, и он сильно отличается от мужчин, которые ее окружают. История стара как мир: молодая девушка влюбляется в мужчину старше нее, боится себе признаться в чувствах, убеждает себя, что карьера и творчество для нее важнее отношений, но и сама не успевает заметить, в какой момент весь ее внутренний мир поглощен мыслями о любимом. Который, похоже, относится к ней как к очередной подружке, не воспринимает их отношения всерьез, не любит говорить о себе, и вообще, похоже, эта связь становится ловушкой для Анны: она понимает, что Макс ей манипулирует, но ничего не может поделать. Очень личная, трепетная, и в то же время пронзительная история об отношениях, которые переживала, наверно, каждая девушка. «Я поняла или, скорее, впервые внятно сформулировала для самой себя веский, неоспоримый факт — что люблю его. И почти в тот же миг осознала, что никогда в жизни еще не была так несчастна»

Читатель Толстов: работорговля, Шрек и семейный алкоголизм

Фото: sindbadbooks.ru

Подпишись на Telegram-канал «ТОП Тверь»: мы публикуем актуальные новости в коротком формате.

0

Материалы по теме

Из этой же рубрики