Читатель Толстов: опасная игра бабули, Горшок и тайны

11:00

24 января 2025

215

Читатель Толстов: опасная игра бабули, Горшок и тайны

«Читатель Толстов» подготовил новый обзор книжных премьер января, где есть все, книги на любой вкус – от детективов до средневековой готики, от дневников до переизданий. Изучайте, выбирайте, читайте!

 

КНИГА НЕДЕЛИ

  • Шарль Левински «Полубородый». Изд-во «Фолиант», перевод Татьяны Набатниковой, 16+.

Года два назад в том же издательстве «Фолиант» выходила книга на очень похожую тему – «Мальчик с черным петухом» (16+) Штефани фон Шульте – замечательная готическая история о том, как в средневековой деревне живет маленький мальчик, у которого единственный друг – это черный петух, но из-за петуха его в деревне считают колдуном, потому что черный петух – это же слуга нечистой силы. Перевела роман фон Шульте Татьяна Набатникова, и даже получила за этот перевод какую-то премию, а теперь в ее же переводе выходит еще один роман, очень похожий – опять немецкий автор, опять средневековый антураж, опять деревня, опять необычный главный герой, опять история, которую рассказывает ребенок, вернее, подросток. Четырнадцатилетний Себи считается в своей деревне чужаком – потому что ходят слухи, что он готовится посвятить себя богу и уйти в монастырь. И тут в деревне, где живет Себи, появляется новый житель. Он живет в крошечной лачуге на отшибе, у него половина лица обгорела, поэтому его называют Полубородым. На дворе – 1313 год, самое что ни на есть Средневековье. Это к тому, что все необычное, непривычное воспринимается в штыки, Полубородого в деревне, мягко говоря, недолюбливают, и только Себи находит с ним общий язык. Хотя его семья не очень приветствует дружбу с чужаком, но деревенский подросток, которого в округе считают, скажем так, изгоем, благодаря Полубородому узнает многое об окружающем мире. Это, понятно, только самая общая фабула, не хочется сообщать спойлеры и лишать вас удовольствия от чтения, потому что роман-то замечательный. Такой меланхолический готический нуар, с тщательно выписанным историческим антуражем. Когда люди жили в основном суевериями, никому не верили (вернее, верили всему подряд), проводили всю жизнь от рождения до смерти в такой вот деревеньке Шлиц, и каждый новый человек для них одинаково был подозрителен – наверняка, посланник дьявола. «Полубородый» — великолепно придуманная, безупречно выстроенная история о том, как загадочный незнакомец способен изменить жизнь целого сообщества, как обычные поступки и события со временем обретают черты мифа. И да, там есть удивительно пронзительные и трогательные страницы. Непременно советую прочесть роман «Полубородый».

 

  • Сергей Гандлевский «Трепанация черепа. НРЗБ». Изд-во «Азбука», 18+.

Надпись на обложке гласит – «Долгожданное переиздание». И это действительно так: роман Сергея Гандлевского «Трепанация черепа» стал лауреатом первой премии «Антибукер», и было это 30 лет назад. Так что новое поколение читателей о «Трепанации черепа» вообще не слышали. А это совершенно дивная автобиографическая проза – вернее, то что называется сегодня автофикшном, а в свое время Гандлевского сравнивали, не поверите, с Довлатовым. Начало 90-х, московский поэт Сергей Гандлевский все хуже видит, слышит, соображает – и оказывается, что в мозгу у него доброкачественная опухоль, которую надо удалить оперативным способом. В ожидании операции поэт перебирает события своей жизни, ездит на вернисажи, общается с семьей, с друзьями, среди которых реальные люди – Пригов, Кибиров, Сопровский, Рубинштейн (надо же, никого из них уже нет на свете). Повествование «здесь и сейчас» то и дело разбавляется воспоминаниями о «неподцензурной» юности, а яркие бытовые детали делают эту прозу одним из самых смешных произведений современной русской литературы, где мучительная саморефлексия лирического героя помогает создать неожиданный и яркий портрет московской жизни начала 90-х.

Читатель Толстов: опасная игра бабули, Горшок и тайны

Фото: azbooka.ru

  • Майкл Слепян «Скелеты в шкафу. Как наша тайная жизнь управляет явной». Изд-во «Альпина нон-фикшн», перевод Евгений Поникаров, 18+.

Экспериментальный психолог Майкл Слепян изучает «потайные мысли», которые посещают каждого из нас (по утверждению Слепяна, мы думаем о своих секретах не менее пяти раз в день). Чтобы подтвердить свои теории, Слепян проводил масштабные исследования, в которых участвовали тысячи человек, и пришел к выводу, что каждый человек в среднем держит в голове (и никому не рассказывает) около 12 тайн и секретов – тех самых «скелетов в шкафу». Душевные тайны помогают нам определиться в жизни, они, эти постыдные секреты, удерживают людей от некрасивых поступков и в какой-то степени определяют его социальное поведение. С другой стороны, чем больше у человека тайн, тем сложнее ему выстраивать отношения в обществе, поэтому когда вы видите одинокого человека, скорее всего, причиной его одиночества является он сам. А сами «скелеты в шкафу» оказывают мощное влияние на культуру – в том числе популярность детективов и «ужастиков», вот какое дело.

Читатель Толстов: опасная игра бабули, Горшок и тайны

Фото: nonfiction.ru

  • Дарон Аджемоглу, Джеймс А.Робинсон «Экономические истоки диктатуры и демократии». Изд-во «Издательский дом Высшей школы экономики», 18+

Переиздание (уже четвертое!) научного бестселлера лауреатов Нобелевской премии по экономике, исследующего экономические предпосылки существования политических режимов. Экономика – это инструмент для распределения политических ресурсов и баланса интересов разных политических групп в элите, считают авторы. И исходя из этого доказывают, что демократическую форму экономического устройства (открытый рынок, конкуренция, минимальное присутствие государства) предпочитает большинство, но установлению такой экономической модели противятся элиты. Однако диктатура нестабильна, когда граждане могут создавать угрозу общественных беспорядков и революции. В ответ на это, когда цена репрессий существенно высока и обещания уступок не вызывают доверия, элиты могут быть вынуждены создать демократию. Через демократизацию элиты вызывающим доверие образом передают политическую власть гражданам, обеспечивая социальную стабильность. Демократия консолидируется, когда у элит нет сильных стимулов для ее свержения. Эти процессы зависят от силы гражданского общества, структуры политических институтов, природы политических и экономических кризисов, уровня экономического неравенства, структуры экономики и формы и масштаба глобализации.

Читатель Толстов: опасная игра бабули, Горшок и тайны

Фото: id.hse.ru

  • Марк Альтшуллер «Двойчатки. Параллели литературной жизни». Изд-во «Новое литературное обозрение», 18+.

«Двойчатки» — неологизм, придуманный Осипом Мандельштамом: под этим термином поэт понимал два стихотворения, растущие из одного «корня» и связанные глубинным родством. В книге литературоведа Марка Альтшуллера собраны статьи, посвященные как раз таким текстам: в них он сопоставляет стихи или прозу одного или двух авторов, анализирует сознательные (а иногда подсознательные) переклички и полемику разных поэтов, а иногда проводит совсем неожиданные литературные параллели. Что общего, например, между Федором Тютчевым и советским поэтом Николаем Глазковым? Оба написали четверостишия, ставшие настоящими мемами в дискуссиях об исторической предопределенности, но Тютчев обращался к античной истории, его лирический герой мир просто «посещает», а напуганный герой Глазкова взирает на мир «из-под столика». Но оба стихотворения вступают в необычную перекличку. Исследовательский фокус автора сближает фигуры А. Пушкина и Н. Заболоцкого, Ф. Достоевского и Ч. Диккенса, М. Горького и Б. Корнилова, Д. Кедрина и А. Вознесенского. Объясняя, почему изменилась последняя ремарка в печатном тексте «Бориса Годунова» или почему Мандельштам назвал Батюшкова спесивцем, Альтшуллер реконструирует перипетии литературного бытия и оживляет наши представления о русской интеллектуальной жизни XIX и XX веков.

Читатель Толстов: опасная игра бабули, Горшок и тайны

Фото: nlobooks.ru

  • Юрий Сапрыкин, Станислав Гридасов, Марина Крылова «Свидетели Игр». Изд-во «Бомбора», 16+.

Отличное (в том числе благодаря многочисленным архивным фотографиям) исследование того, чем стали для Советского Союза Олимпийские игры в Москве в 1980 году. Велотрек в Крылатском и гостиница «Космос», пепси-кола и кроссовки Adidas, улетающий в небо Мишка и песня «На трибунах становится тише» — всё это появилось в нашей жизни благодаря Олимпиаде-80. Первые Игры в Восточной Европе, крупнейший международный праздник в СССР, по всем параметрам, московская Олимпиада — явление историческое. Так получилось, что с ней совпали еще несколько масштабных событий, изменивших ход истории: ввод войск в Афганистан, смерть Высоцкого, новый виток «холодной войны», начало которому положил бойкот Игр со стороны США. В книгу «Свидетели Игр», авторами которой стали известные московские журналисты, вошли 15 больших интервью с людьми, которые готовили московскую Олимпиаду, принимали в ней участие или сделали ее предметом своего изучения. В числе героев книги — певец Лев Лещенко, актер и режиссер Вениамин Смехов, трехкратный чемпион московской Олимпиады пловец Владимир Сальников, журналисты, врачи и переводчики, работавшие на Играх, эксперты по архитектуре, моде и дизайну 1980-х и многие другие — у каждого своя история, из которых складывается коллективный портрет этого удивительного времени.

Читатель Толстов: опасная игра бабули, Горшок и тайны

Фото: bombora.ru

  • Алиса Бастиан «Соавторство». Изд-во «Рипол Классик», 18+.

Новое явление в жанровой литературе – «прибалтийский нуар», а Алиса Бастиан – петербургская писательница, лауреат премии «Мастера ужасов» и победитель конкурса триллеров платформы ЛитРес. В некоем городе полиция ведет охоту на маньяка, которого прозвали Абсорбент. И вот неожиданно Абсорбент выходит на писателя Отто Вернелла и предлагает ему… стать соавтором его книги, где он расскажет о своей жизни. Вернелл приступает к работе, надеясь, что в процессе совместного творчества сумеет разгадать, кто же скрывается за маской Абсорбента, но вскоре понимает, что он может стать не соавтором, а следующей жертвой. Это история о том, что заглядывать в глубины собственной души иногда может быть страшнее, чем писать триллер в соавторстве с серийным убийцей.

Читатель Толстов: опасная игра бабули, Горшок и тайны

Фото: ripol.ru

  • Евгения Либабова «Король и Шут». Авторизованная биография легендарных панков». Изд-во «АСТ», 16+.

Это, конечно, далеко не первая книга о группе «Король и Шут» — я раньше писал и об автобиографии Князя, и о беллетризации одноименного сериала. «Король и Шут» — так себе феномен российского рока, группа, на мой взгляд, сильно переоцененная. А автор книги Евгения Либабова и вовсе принадлежит к новому поколению меломанов, которые не застали расцвет группы. Тем не менее она хочет разобраться, как так получилось – что скромная питерская панк-группа, не хватавшая особо звезд с неба, стала культовой благодаря не только харизматичному лидеру Горшку, но и тому, что они как-то очень точно «попали в нерв» эпохи, начала века. В книге Евгении много интервью, она сумела разыскать (и что не менее важно – разговорить) людей, причастных к успеху «КиШ» на разных этапах их творческой карьеры. Ну, и как гласит издательская аннотация, «книга поможет воссоздать творческую и личную биографию музыкантов культовой группы, окунуться в прекрасную эпоху расцвета их творчества и погрузиться в атмосферу музыки, свободы и бунта».

Читатель Толстов: опасная игра бабули, Горшок и тайны

Фото: ast.ru

  • Бронислав Малиновский «Секс и вытеснение в обществе дикарей». Изд-во «Издательский дом Высшей школы экономики», 18+

В серии «Исследования культуры» вышла одна из классических книг антрополога Бронислава Малиновского, изучавшего верования и обычаи туземцев Новой Гвинеи и Тробрианских островов. Малиновский описывает сокровенные стороны жизни удивительных обитателей Океании, он одним из первых при изучении интимной жизни племен, находившихся на стадии первобытного общества, родоплеменных отношений, стал применять к описанию семейных моделей принципы психоанализа, тем более «Секс и вытеснение в обществе дикарей» была написана при жизни Фрейда и даже, как принято считать, получила его высокую оценку. Но куда интереснее собственно исследования самого Малиновского, описание его жизни в диких племенах, рассказы о необычных и причудливых сексуальных ритуалах, бытовавших у дикарей. «Молодой мужчина, имеющий репутацию донжуана и большое самомнение, презирает незамужних девушек и всегда пытается завести любовную связь с замужней женщиной, лучше всего женой вождя, т.е. совершить сувасова. Выражение Сувасова йоку — «Ты, нарушитель закона экзогамии!» близко к нашему «Эй, ты, гуляка!» и является шутливым комплиментом».

Читатель Толстов: опасная игра бабули, Горшок и тайны

Фото: id.hse.ru

  • Томас Моррис «Убийство на вокзале. Сенсационная история раскрытия одного из самых сложных дел 19 века». Изд-во «Бомбора», перевод Иван Чорный, 18+.

Новая книга известного историка криминальной медицины, автора книги (она также выходила в «Бомборе» года два назад) «Безумная медицина» (18+). Одна из лучших книг в своем жанре, скрупулезное документальное повествование о расследовании и судебном разбирательстве необычного и действительно сложного уголовного дела, малоизвестного русскому читателю. При этом написана она не сухим канцелярским языком, а интересно, содержит множество диалогов, которые были воссозданы на основе реальных документов. Примечательно, что повествование о расследовании сопровождается рассказом о жизни ирландцев, малоизвестных деталях их повседневного быта, а также об особенностях организации юридического процесса в Англии середины XIX века. Причем все это — не искусственно включаемые в текст ремарки, а искусно вплетенный в канву основного повествования рассказ, значимый для понимания того, как проходили расследование и судебное разбирательство и почему они закончились так, как закончились. Особенно порадовало то, что повествование не обрывается оглашением судебного приговора. Автор довольно много и подробно пишет о том, что в дальнейшем произошло с главными действующими лицами истории.

Читатель Толстов: опасная игра бабули, Горшок и тайны

Фото: bombora.ru

  • Кристен Перрин «Опасная игра бабули. Руководство по расследованию собственного убийства». Изд-во Inspiria, перевод Н.Рокачевская, 16+.

Одна из лучших книг в жанре «иронического детектива». История женщины, которая всю свою жизнь пыталась предотвратить предсказанное ей убийство. И доказала свою правоту спустя шестьдесят лет, когда ее нашли убитой в собственном загородном поместье. Старая добрая Англия, 1965 год. Ярмарочная гадалка предсказывает шестнадцатилетней Фрэнсис Адамс ужасающее будущее: однажды девушку убьют… С тех пор всю свою жизнь та посвящает расследованию убийства, которое еще не произошло. Никто не принимал опасения Фрэнсис всерьез, пока, шестьдесят лет спустя, ее труп не находят в библиотеке.

Наши дни. Энни Адамс приглашают в Грейвсдаун-холл — обширное загородное поместье ее эксцентричной двоюродной бабушки Фрэнсис. Но когда девушка прибывает в причудливую деревушку Касл-Нолл, старушка уже мертва. И по условиям завещания все ее огромное состояние, а также поместье, получит тот, кто раскроет это убийство. Расследование осложняется привычкой Фрэнсис собирать на всех компромат. Кажется, что у каждого милого и чудаковатого местного жителя имелся мотив убить ее. Как писали критики об этой книге: «Начинающая писательница Кристен Перрин совершила невозможное, поведав читателям о типичном английском детективе с убийством со свежим, нетрадиционным подходом. Идиллическая деревушка? Есть. Сыщик-любитель? Есть. Мрачное предсказание гадалки сбывается спустя шестьдесят лет? Вот это уже становится захватывающей историей. Здесь нет недостатка в интересных, разносторонне развитых персонажах, и этот очаровательный и многогранный детективный роман станет прекрасным дополнением к любимыми читателями произведениям Агата Кристи, Ричард Осман и Ниты Проуз».

Читатель Толстов: опасная игра бабули, Горшок и тайны

Фото: inspiria.ru

  • Маделин Мартин «Библиотечный шпион». Изд-во «АСТ-Жанры», перевод Ольга Чуракова, 16+.

Маделин Мартин — американская писательница, автор исторических романов. «Библиотечный шпион» основан на реальных историях библиотечного шпионажа времен Второй мировой войны. 1943 год, Вторая мировая война. Библиотекарь Ава Харпер оказывается в незнакомом Лиссабоне с секретной миссией. выдавать себя за библиотекаря, одновременно работая под прикрытием в качестве шпиона, собирающего разведданные. Сердце другой героини, француженки Элен Беланже, болит за родину, и как только у нее появляется шанс стать частью Сопротивления, она тут же хватается за него. Пока в Европе бушует битва, Ава и Элен находят общий язык с помощью зашифрованных сообщений и обретают надежду перед лицом войны. Книга стала национальным бестселлером в США, переведена на 27 языков. В стиле книг «Клуб любителей книг и пирогов из картофельных очистков» Мэри-Энн Шаффер и Энни Бэрроуз (16+), «Книжный вор» Маркуса Зусака (16+) и других. Идеальный сюжет: книги, женщины, максимально далекие от военной разведки – и тайные разведывательные операции.

Читатель Толстов: опасная игра бабули, Горшок и тайны

Фото: ast.ru/redactions/zhanry

  • Даулет Жандаров, Полина Рыжова, Ильдар Валиуллин, Максим Семенов, Владимир Лященко, Даниил Смолев «История отечественного кино». Изд-во «Бомбора», 16+

Молодые кинокритики, эксперты «Кинопоиска» написали очень хорошую историю советского и российского кино – точную, занимательную и лаконичную. Книга состоит из семи небольших эссе, каждое посвящено определенному периоду в истории нашего кино – «Советский киноавангард», «Кино сталинской эпохи», «Оттепельное кино» и так далее. И помимо собственно истории, в этих эссе есть замечательные наблюдения. Вот, например: «У застойного кино очень узнаваемое изображение. Если кадры из оттепельного кино можно спутать с французской новой волной, а сталинского — с классическим Голливудом, то кинокартины эпохи застоя определяются безошибочно и с первого взгляда. Все дело в отечественной цветной пленке «Свема», дающей специфичную грязновато-зеленоватую цветовую гамму. Пленка была невысокого качества, поэтому изображение получалось тусклым и невыразительным. Тем не менее она как нельзя лучше подходила позднесоветским кинематографистам, пытающимся создать в своих фильмах меланхоличную атмосферу». Если нужна книга, дающая максимально полное и сжатое представление об эволюции отечественного кинематографа, выберите именно эту.

Читатель Толстов: опасная игра бабули, Горшок и тайны

Фото: bombora.ru

  • Джеймс С.А.Кори «Пространство. Пробуждение Левиафана». Изд-во «Азбука», перевод Галина Соловьева, 16+.

«Это будущее, каким оно должно быть», написал о цикле «Пространство» книжный обозреватель газеты Wall Street Journal, а писатель Джордж Мартин назвал фантастические произведения Джеймса Кори «самым волнующим межпланетным приключением». «Пространство» также признано лучшим научно-фантастическим циклом десятилетия, по нему снят сериал (шесть сезонов), а мировой тираж книги превысил семь миллионов экземпляров. И вот книга выходит в «Азбуке», в серии «Новые звезды фантастики». Совершая рутинный рейс из колец Сатурна к карликовой планете Церера, космический грузовоз «Кентербери» ловит сигнал бедствия. Его капитан с горсткой подчиненных садится в челнок и летит на выручку. Но на борту попавшего в катастрофу корабля спасатели не обнаружат ни единой живой души. Зато они станут обладателями тайны — настолько опасной, что их дальнейшее путешествие превратится в гонку на выживание. Как говорится, ждем продолжения!

Читатель Толстов: опасная игра бабули, Горшок и тайны

Фото: azbooka.ru

  • Нита Проуз «Таинственный гость». Изд-во «Азбука», перевод В.Михайлова, 16+.

Два года назад книжный рынок, можно сказать, взорвала дебютная книга Ниты Проуз «Горничная» (16+) – история о том, как молодая глупышка Молли служит в пятизвездочном отеле, а потом там происходит убийство и Молли оказывается совсем даже не глупышкой, а самостоятельно распутывает преступление. «Горничную» перевели на 33 языка, в том числе книга вышла в России, и вот теперь выходит продолжение. Снова пятизвездочный отель, снова Молли (теперь она уже старшая горничная), снова убийство. Вернее, сначала это загадочная смерть известного писателя, автора популярных детективов Гримторпа, который падает замертво на пол чайной комнаты отеля. И только быстрая умом Молли первой соображает, что дело нечисто, и мы имеем дело с тщательно устроенным убийством. Как всегда, множество подозреваемых, прежде всего из числа персонала отеля. Как всегда, Молли проводит свое расследование, не покидая стен отеля, и даже не особенно делится своими подозрениями, потому что несчастный случай это одно, а подлое убийство – пятно на репутации отеля, за которую (репутацию) в том числе отвечает и Молли. Как всегда, неожиданная развязка. Читатели получают именно то, чего ждали – хороший, добротный детектив с симпатичной героиней.

Читатель Толстов: опасная игра бабули, Горшок и тайны

Фото: azbooka.ru

  • Георгий Гинс «Сибирь, союзники и Колчак». Изд-во «Центрполиграф», 16+.

Георгий Гинс служил приват-доцентом в Петербургском университете. Когда в Петрограде началась революция, решил переехать в Сибирь, где, как ему казалось, будет поспокойнее. А вскоре гражданская война докатилась и до Омска, и Гинс стал сотрудником правительства адмирала Колчака, и непосредственно наблюдал за тем, что происходило в ставке «адмирала всея Руси». Он лично знал и Колчака, и министров его правительства, и белогвардейских генералов. Каждый день делал записи о том, что сам он видел, наблюдал, чему был свидетелем. После того как армия Колчака была разгромлена, а сам Колчак расстрелян в Иркутске, Гинс оказался в эмиграции в Харбине. И там, по горячим следам, писал воспоминания и публиковал их в местной газете. Полностью все его мемуарные очерки вышли только сейчас. И это очень подробная, масштабная картина гражданской войны в Сибири, увиденная человеком сугубо гражданским. Мятеж чехословацких легионеров; поражения на фронте; предательство в ставке Колчака; интервенция  иностранных держав и их политические декларации; маньчжурское и уссурийское казачество и дела атаманов казачьих войск… И наконец, личность, правление и трагический финал жизни адмирала А.В. Колчака. Книга Г.К. Гинса отвечает на многие вопросы. Факты, которые остаются за рамками учебников истории, щедро рассыпаны на страницах его воспоминаний. Свидетельство человека, причастного к событиям, всегда представляет большой интерес, тем более автор старался соблюдать объективность и беспристрастность.»

Читатель Толстов: опасная игра бабули, Горшок и тайны

Фото: cnpol.ru

  • Майкл Флинн «В стране слепых». Изд-во Neoclassic, перевод Алексей Круглов, 18+

В замечательной книжной серии «Фантастика: классика и современность» выходит один из самых важных романов американского писателя Майкла Флинна, написанный в 1990 году и заслуживший премии «Локус» и «Прометей». «В стране слепых» обращается к теме существования всей человеческой цивилизации. Сара Бомонт, риелтор по продажам домов, находит в подлежащем ремонту особняке странные записи, в которых в произвольном порядке, перечислены значимые события американской истории и имена-фамилии. Некоторые из них принадлежат популярным историческим личностям, другие – неизвестным лицам. Сара отправляется в библиотеку, чтобы найти возможные связи и совпадения в обнаруженных материалах. Вскоре ее попытаются убить, и она понимает, что оказалась причастной к некоему заговору, в котором цена отдельной человеческой жизни очень невысока. Не привыкшая сдаваться, она решает привлечь к этому всеобщее внимание, и выкладывает в Сеть свои исследования и обнаруженные факты.

Читатель Толстов: опасная игра бабули, Горшок и тайны

Фото: ast.ru/redactions/neoclassic

  • Сергей Соловьев «Томас С. Элиот: Поэт Чистилища». Изд-во «Молодая Гвардия», 16+.

Совершенно ничего не знаю о поэте и Нобелевском лауреате Томасе Стернзе Элиоте, но мне интересно было прочесть новую книгу Сергея Соловьева, который для серии «ЖЗЛ» написал биографии Толкина, Стивена Джобса и даже – неожиданно – Муссолини. Элиот был одним из важнейших поэтов эпохи модернизма, между двумя мировыми войнами. Родившийся в Америке, он перебрался в Англию, получил британское гражданство и стал одним из важнейших деятелей европейской поэтической культуры, буквально переосмысливший принципы поэтического творчества. Элиот предложил совершенно иной подход не только к тому, как надо писать стихи, но и к тому, как вообще стоит относиться к прежним незыблемым ценностям в любой области жизни. Еще Элиот прославился как автор детской книжки стихов о кошках, из которой вырос всемирно известный мюзикл Cats, — а в 1948 году получил Нобелевскую премию по литературе «За приоритетное новаторство в становлении современной поэзии». Творчество Элиота оказало глубокое влияние на современную западную культуру, оно было соткано из противоречий, как и сама его жизнь.

Читатель Толстов: опасная игра бабули, Горшок и тайны

Фото: gvardiya.ru

  • Вадим Левенталь «Призрачное действие на расстоянии». Изд-во «АНО «Редакция «Литературной газеты», 16+.

Всем, кто интересуется состоянием дел в современной российской литературе, рекомендую этот сборник критических эссе и рецензий Вадима Левенталя, одного из лучших в отечественной критике. Я не всегда согласен с его выводами и оценками, но безмерно уважаю Левенталя как человека, который каждое произведение разбирает, можно сказать, используя три системы оценок. Как писатель (Вадим Левенталь написал несколько отличных прозаических книг). Как редактор (он создал книжную серию «Книжная полка Вадима Левенталя», давшей «путевку в жизнь» многим интересным авторам). И, наконец, как профессиональный филолог, понимающий, как устроены тексты, как они работают, и это делает его тексты максимально доказательными и убедительными. Наконец, не лишним будет сказать, что Вадим Левенталь – отличный стилист и весьма остроумный человек (да еще и с левацкими убеждениями, что вообще, кажется, уникальный случай в российской критике). Его тексты – это ни в коем случае не «партийная критика», это живые, подвижные, исполненные чудесного юмора эссе, написанные человеком заинтересованным и по-настоящему влюбленным в литературу.

Читатель Толстов: опасная игра бабули, Горшок и тайны

Фото: lgz.ru

  • Евгений Анисимов «Петербург во времена Петра Великого». Изд-во «Центрполиграф», 16+.

Евгений Анисимов – один из самых известных и заслуженных российских историков, написавший, среди прочего, отличное исследование «Российская империя» (16+), а его новая книга обращается к малоизвестным страницам истории. Все мы знаем, что Петербург построил Петр Великий, но вот как именно строился город, с чем столкнулись строители, как верстались планы (и какие изменения в них вносились), как удалось организовать десятки тысячи рабочих на самой гигантской стройплощадке России – об этом мало кто писал до Анисимова. Много интересных фактов. Например, что Санкт-Петербург строился на территории, которая формально принадлежала другому государству, Швеции. Или по поводу мифа о «неизвестных рабочих», строивших новую столицу. Не было там неизвестных – все рабочие были учтены, переписаны, им выплачивалось жалованье, и «работные ведомости» только недавно стали доступны исследователям. Евгений Анисимов рассказывает, в какую цену обошлось нам «окно в Европу», рассказывает о людях, благодаря таланту которых был воздвигнут и сумел выжить молодой град, вопреки грозному соседству и капризам природы. Путешествуя вместе с автором по Петербургу, читатели узнают, какими были первые дома и набережные, познакомятся с жителями и строителями Петербурга, их непростыми судьбами и бытом.

Читатель Толстов: опасная игра бабули, Горшок и тайны

Фото: cnpol.ru

  • Эва Бьерг Айисдоттир «Девушки, которые лгут». Изд-во «АСТ-Жанры», перевод Вадим Грушевский, 18+.

Вторая книга серии романов исландской писательницы, продолжение бестселлера «Скрип на лестнице» (16+, я писал о ней в «Читателе Толстове»). Книга вышла в серии «Скандинавский нуар», и произведения самой Айисдоттир сравнивают с детективами классиков жанра – Ю Несбе, Лизы Марклунд, Стига Ларссона. Опять главные герои полицейские-напарники Эльма и Севар. Поначалу исчезновение матери-одиночки Марианны Торсдоттир не вызывает интереса у жителей Акранеса. Она страдала от депрессии, периодически уходила в загул, не справлялась с воспитанием дочери без поддержки соцработников…Полиция и свидетели сходятся во мнении, что женщина ушла из жизни добровольно… Но семь месяцев спустя ее тело обнаруживают со следами насильственной смерти. Офицер полиции Эльма и ее коллеги берутся за дело, которое становится все более сложным по мере того, как растет число подозреваемых и проливается свет на прошлое Марианны. В романе приведены отрывки из дневника загадочной женщины, которые, как пишут в специализированных ресурсах, посвященных детективному жанру, Айисдоттир писала на основе реально существовавших дневников женщины, пропавшей без вести. «В детстве я испытывала все чувства: и гнев, и ненависть, и любовь, и печаль. Видимо, я испытала их в таком количестве, что просто больше не осталось. Эта бесчувственность в теле и в душе и заставляет меня совершать поступки, которые кому-то покажутся отвратительными. Но мне плевать. Кажется, во мне угасли все эмоции, кроме кипящей, клокочущей, пылающей злобы, которую я не в силах унять».

Читатель Толстов: опасная игра бабули, Горшок и тайны

Фото: ast.ru/redactions/zhanry

Подпишись на Telegram-канал «ТОП Тверь»: мы публикуем актуальные новости в коротком формате.

0

Материалы по теме

Из этой же рубрики