Если бы «Читатель Толстов» выходил, скажем, лет 40 назад, то этот выпуск был бы целиком посвящен очередной годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. В этом году этому событию исполнилось уже 108 лет, и, по счастью, можно говорить на разные темы, а не только о революции. Изучайте, выбирайте, читайте!
КНИГА НЕДЕЛИ
Чжан Лин «Одинокая ласточка». Изд-во «Фантом Пресс», перевод Ольги Кремлиной, 18+
Романы, где повествование ведется от лица героя, который уже умер и рассказывает свою историю с той стороны бытия, не так редко встречаются – вспомним хотя бы «Милые кости» Элис Сиболд (ее книги тоже выходили в «Фантоме»). Но «Одинокая ласточка» сильно отличается. Скорее, это роман не про путешествие в мире мертвых, сколько романтическая история – даже три таких истории, которую нам расскажут мертвые герои.
Вот представьте: 15 августа 1945 года. В этот день японский император Хирохито сделал сообщение по радио, где призвал японские части сложить оружие и объявить о капитуляции императорской Японии. Маленькая американская военная база где-то в окрестностях Шанхая, деревенька Юхэу. Дыра дырой, в общем. За столом отметить победу собираются два американца – военный пастор и врач Уильям Де Руайе-Макмиллан, которого все зовут пастор Билли, и в Китае он живет уже давно, его приятель Иэн Фергюсон, крепкий парень, он военный техник и инструктор по рукопашному бою, тренирует китайских добровольцев-диверсантов. Третьим в их компании становится китайский юноша Лю Чжаоху, курсант из вспомогательных частей и единственный в своем подразделении, который сносно говорит по-английски.
Уговорив две бутылки шотландского виски, друзья надираются в стельку. И дают друг другу клятву, что где бы они ни были, как бы ни сложились их судьбы, но через 70 лет они должны встретиться здесь, в Юхэу, пусть даже как призраки, бесплотные души – и поведать друг другу, как они прожили эти годы.
Первым на встречу прибудет пастор Билли, которого не станет спустя всего несколько месяцев после той попойки. Он уже собирался домой, в Штаты, чтобы там собрать денег и вернуться в Юхэу, построить тут небольшой госпиталь – но попросили ассистировать на несложной операции, порезал руку, а через 35 часов скончался от сепсиса. И все 70 лет он приходит сюда, ждет своих друзей. «За эти годы деревня Юэху не единожды меняла название, переходила от одного административного района к другому, ее границы, как рубежи некоторых стран Европы в период войны, то и дело сдвигались. Но для мертвого время застыло в одной точке, перемены его не касаются, Юэху для него вечна». Потом появится Лю Чжахоу, и еще долгие годы они будут ждать последнего из троицы, Иэна Фергюсона, который доживет до 94 лет и только после этого появится на встрече.
Но тут возникает еще один слой повествования. Все трое связаны с одной девушкой, китаянкой из далекой деревни, которая оказалась в Юхэу – и заняла какое-то место в жизни каждого из троицы. Правда, Иэн зовет ее Уинд, пастор Билли – Стеллой, а китайский доброволец – А-Янь. И уже после смерти выяснится, что у каждого своя история отношений с этой девушкой, они будут перебивать друг друга, уточнять детали, рассказывать одну и ту же историю только с разных ракурсов. Фоном – история самой девушки, китайская революция, послевоенная жизнь, не буду всего рассказывать.
«Одинокая ласточка» – одновременно и роман мистический (нам рассказывают истории мертвецы), и военный, и исторический, и романтический. Но все же прежде всего это книга о свойствах и причудах человеческой памяти. Когда выясняется, что «память – очень хрупкая штука», как говорит Иэн Фергюсон. В ней хранится много всякого ненужного: детские считалочки, церковные проповеди, партийные лозунги. А еще – слова и образы, казавшиеся поначалу случайными, но помнят их и после смерти. Отличная книга.

Элизабет Гилберт «Город женщин». Изд-во «Рипол Классик», перевод Юлии Змеевой, 18+
Когда-то я знал о Элизабет Гилберт только то, что она написала мировой бестселлер «Есть, молиться, любить» и считается королевой сентиментальной прозы. Не стал бы такое читать даже по приговору суда, тоже мне, королева. Но потом (лет семь назад) издательство «Рипол Классик» выпустило сразу несколько книг Гилберт, никакого отношения не имеющих к мелодраматическому жанру. Там был потрясающий сборник рассказов «Самая лучшая жена», потом – докудрама «Последний американец» про современного отшельника, который предпочел нашей цивилизации жизнь в лесу. И после этого стал внимательно следить за творчеством Гилберт. И вот выходит роман, который среди ее серьезных (не как «Есть, молиться, любит») произведений считается лучшим. «Город женщин» – переиздание, в отличном переводе Юлии Змеевой. История молоденькой Вивиан, которую выгнали из колледжа Вассар за неуспеваемость (кто не знает: Вассар – это самый престижный колледж для девочек в США), девать ее некуда, и семья отправляет ее к тетке в Нью-Йорк. А тетя Пег содержит небольшой театрик, и Вивиан прямо с вокзала влетает в закулисную жизнь нью-йоркского театра со всеми его интригами, романами, страстями, фриками – самое то для юной девушки, чтобы узнать о жизни все, что нужно. Идеальный роман воспитания – смешной, захватывающий, игривый и какой-то томительно сексуальный (а чего еще ждать от театральной жизни в Нью-Йорке накануне второй мировой войны?). А во второй половине романа уже опытная и искушенная Вивиан столкнется с испытанием, которого никому не пожелаешь – и тут уже иная интонация: надломленная, болезненная, неуверенная. Может быть, один из лучших современных романов о женском счастье.

Хуан Габриэль Васкес «Имена Фелисы». Изд-во «Лайвбук», перевод Анны Берковой, 16+
Издательство «Лайвбук» уже несколько лет знакомит российского читателя с творчеством великолепного колумбийского писателя Хуана Габриэля Васкеса, которого называют литературным наследником другого Габриэля – Гарсиа Маркеса. Несколько лет назад издательство устроило настоящее шоу, выпустив роман Васкеса «Шум падающих вещей» сразу в двух переводах, сделанных знатоком Колумбии Михаилом Кожуховым и поклонницей прозы Васкеса Марины Малинской. Потом выходил роман «Тайная история Костагуаны», где восторженный и сентиментальный колумбийский эмигрант рассказывает историю своей страны писателю Джозефу Конраду – что-то придумывает, что-то перевирает, но эта фантазийная летопись оказывается куда более захватывающей, чем та, что написана в колумбийских школьных учебниках. И вот новый роман Хуана Габриэля Васкеса – биография известной колумбийской художницы Фелисы Бурштын, скульптора с мировым именем и трагической судьбой. Она рано вышла замуж, родила трех дочерей, но после развода муж забрал их, и Фелиса полностью отдалась творчеству, чтобы преодолеть утрату. Васкес не пишет традиционное «жизнеописание художника», он опять придумывает новые приемы, чтобы восстановить, реконструировать, переосмыслить, а где-то – полностью сочинить по-своему мотивации героев, и историю самой Фелисы. «Этот роман, сочетающий в себе элементы художественной прозы, мемуаров и биографии, невероятно захватывает как своего рода хроника предсказанной смерти», написал о нем колумбийский критик, снова намекая на близость творческих манер Васкеса и Маркеса.

Лорет Энн Уайт «Неупокоенные кости». Изд-во Inspiria, 18+
Новая книга канадской писательницы Лорет Энн Уайт, о творчестве которой постоянно пишет «Читатель Толстов». Мне нравятся романы Уайт, это такие жесткие полицейские детективы, триллеры, где главным героям приходится не только расследовать ужасные преступления, но фактически вступать в единоборство с запредельным злом – хотя мистики в романах Уайт, в общем, нет, почти все ее сюжеты взяты из реальных полицейских расследований. В чем еще достоинство ее прозы – она умеет прекрасно, с какой-то неизбывной тургеневской мощью описывать северную природу (у нее место действия – канадская тайга, 51-я широта, это как наш Северный Урал). И чаще всего убийства у нее, как в «Холодной пустоши» или «Колыбельной для моей девочки» происходят в самых глухих уголках, где «закон – тайга, а прокурор – медведь». Вот и в «Неупокоенных костях» детективу Ребекке Норт придется вернуться в свой маленький городок на севере Канады, потому что ее отец, известный в городке полицейский, ушел из жизни. Все считают, что это самоубийство, но Ребекка уверена, что речь идет о хитроумно устроенном убийстве. Чтобы доказать это, ей нужна помощь Эша Хогена, человека, которого она бросила. Но у Ребекки и Эша есть нечто большее, чем разбитые сердца. Между ними есть что-то темное, и расследование возвращает это к жизни.

Эльке Хайденрайх «Моя соседка фрау Морман». Изд-во МИФ, перевод Валерии Филипповой, 16+
Несколько сумбурная история дружбы двух пожилых соседок, которая (история) сильно напоминает истории про пенсионеров-ворчунов, которых можно перевоспитать посредством плюшевого мишки Кэдми и милого мопса Густава. Фрау Морман одинокая старушка, которая всем недовольна и особенно ее раздражает соседка (которая и рассказывает эту историю), соседка все время репетирует пьесы Шумана на фортепиано, а это невыносимо. Соседка тоже одинокая, ее жизнь украшает коллекция плюшевых медвежат, каждый из которых имеет собственное имя, характер и обязанности по дому. Один все время сидит на подоконнике, другого как бы случайно подбрасывают злюке фрау Морман – и лед постепенно будет таять. Довольно сентиментальная, уютная и домашняя история встречи двух одиноких старушек, которые к концу книги души друг в друге будут не чаять. В современной западной прозе все чаще встречаются сюжеты об одиноких пенсионерах, которых берут в свою компанию («Вторая жизнь Уве» Фредерика Бакмана, например), перевоспитывают или даже приглашают поучаствовать в расследовании убийства («Клуб убийств по четвергам» Ричарда Османа). А поскольку обложка книги Эльке Хайденрайх еще и оформлена как книги из «детективной серии издательства МИФ, поначалу все ждал, когда начнется детектив. Но книга оказалась совсем о другом!

Алексей Карпов «Княгиня Ольга». Изд-во «Молодая гвардия», Серия «Жизнь замечательных людей» (ЖЗЛ), 16+
Переиздание, впервые эта книга вышла в 2016 году, и тогда ее заметили все. Алексей Карпов – историк, редактор «Молодой гвардии», для серии «ЖЗЛ» написал жизнеописания Ярослава Мудрого, Юрия Долгорукого, Александра Невского, Батыя, но биография княгини Ольги, как мне кажется, стоит в этом ряду особняком. Первой из правителей Киевской державы она приняла крещение, навсегда войдя в русскую историю как «предтеча» («предтекущая») христианской Руси, как «денница» — утренняя звезда, предвещающая будущий восход солнца христианской веры. «Се первое вниде в Царство небесное от Руси» – так написал о ней киевский летописец, один из авторов «Повести временных лет», древнейшего летописного свода из дошедших до нашего времени. При этом со школьной скамьи нам знакомы рассказы о ее хитрости и коварстве, о невероятной жестокости, с которой она расправилась с древлянскими послами. Но ведь, наряду с хитростью, есть и высшая мудрость — и ей тоже в полной мере обладала княгиня Ольга. Ибо принятие ею христианской веры стало торжеством разума над косностью, подлинным шагом в будущее, изменившим ход всей нашей истории, — а такое под силу очень немногим.

Русская антология. Антология рассказов русских классиков. Изд-во МИФ, 18+
Семь рассказов русских классиков, самый известный – «Черный монах» Чехова. А еще – Михаил Загоскин, Александр Бестужев-Марлинский, Владимир Одоевский, Осип Сенковский… Нетрудно заметить, что это писатели, которые творили в первой трети XIX века, в самую романтическую эпоху русской литературы, как раз примерно тогда в европейской прозе зародилась традиция готического рассказа – но рассказы из этой антологии, вопреки названию, вряд ли можно назвать готическими. Скорее, это такие сюжеты с мистикой и чертовщинкой, когда герои восклицают – почему черти вмешиваются в нашу жизнь, хотя их никто об этом не просит! «Истории, наполненные мистицизмом, нечистой силой и душевным неспокойствием, приводят читателя в трепетный ужас: разбойники, врывающиеся в дома, проклятые кольца, воскресшие мстительные мужья и плоды безумия», гласит издательская аннотация. Ну-ну, не так все жестко. Русские классики даже страшные рассказы умели сочинять настолько смягченными, что их, в общем, можно даже читать детям перед сном.

Бахыт Кенжеев «Избранное 1972-2022». Изд-во «Рипол Классик», 16+
«Читатель Толстов» практически никогда не пишет о поэтических сборниках, поскольку в поэзии я совершенно не разбираюсь, на обывательском уровне «нравится – не нравится». Так вот, стихи Бахыта Кенжеева, покинувшего наш мир три года назад, мне нравились всегда, и вот выходит сборник, антология его избранных стихов за полвека. Кенжеев, как считается, был своего рода посредником, модератором между разными культурами – культурой официоза и культурой подпольного, независимого творчества. Не знаю, есть ли у стихов жанры, но интонацию кенжеевской поэзии я бы определил как «философская ирония». Он взирает на мир поверх очков, замечая тонкие нюансы, оттенки и сполохи нашего бытия. И очень правильно, что стихотворения в сборнике расставлены в хронологическом порядке – видна творческая эволюция поэта, как постепенно меняется его мастерство, улучшается метафорический диапазон, появляются какие-то совершенно новые интонации. А последние стихи, написанные незадолго до смерти, вообще поражают какой-то открытой исповедальностью. «Поэзия остается вне границ и вне времени. Но то, что скрыто под обложкой, подозревал любой поэт: есть в снах гармонии немножко, а смерти, вероятно, нет». Хороший был поэт.

Глеб Морев «Иосиф Бродский: годы в СССР». Изд-во «Новое литературное обозрение», 16+
Еще одна книга о поэте Иосифе Бродском – далеко не первая, о которой довелось писать. Бродского у нас и на Западе чтут, изучают, книги о нем выходят регулярно. Можно вспомнить и книги Эллендеи Проффер, и литературную биографию поэта, которую для серии «ЖЗЛ» написал Лев Лосев. Глеб Морев тоже написал литературную биографию Бродского, сосредоточившись на десятилетии от начала 60-х, когда в Ленинграде молодой Иосиф Бродский стал набирать популярность, и до 1972 года, когда поэт уехал из страны. Уехать на Запад, оказывается, сам Бродский мечтал неистово, в книге даже появляется сюжет о том, как Бродский планировал захватить самолет! И, конечно, знаменитый судебный процесс по обвинению в тунеядстве, который и сделал молодого поэта известным во всем мире (это тогда Ахматова сказала – «смотрите, какую биографию нашему рыжему делают»). И последующая ссылка в архангельское село Норинское, куда русские поэты «по следам Бродского» до сих пор ездят копать картошку. Книга серьезная, Глеб Морев привлекает новые источники, неопубликованные прежде документы, восстанавливает буквально по дням хронологию «советского периода» творчества Бродского.

Нина Зверева «Все, что я знаю о любви». Изд-во «Альпина Паблишер», 16+
Нина Зверева – известный журналист, лауреат двух премий ТЭФИ, основатель собственной школы тележурналистики и автор нескольких книг, которые вполне претендуют на статус учебников по журналистике. И вдруг такой неожиданный поворот – книга о любви. Сама Зверева прожила с мужем 55 лет в счастливом браке, но любовных историй, происходивших с ее коллегами, знакомыми, историй несчастной и счастливой любви, расставаний, безумных страстей, житейских, поучительных, удивительных набралось на целую книгу. И читать ее было интересно. Нина Зверева умеет владеть вниманием читателя, умеет правильно расставить акценты, двумя-тремя чертами описать героев очередной истории. Вот девушка, которая по настоянию матери рассталась с возлюбленным – и жизни обоих пошли наперекосяк, он спился, она так и осталась старой девой. А вот похожая история, только все закончилось хорошо – влюбленные встретились спустя много лет и уже не расставались, жили долго и счастливо. Книга читается как такой сериал, где самые прихотливые любовные сюжеты следуют друг за другом, напоминая, что любви действительно все возрасты покорны. И да, чуть не забыл! Кулинарные рецепты! Почти в каждой истории она рассказывает рецепт того или иного блюда, которое поможет вернуть возлюбленного, восстановить мир в семье или «заесть» разбитую гармонию. Неожиданное для тех, кто читал предыдущие книги Нины Зверевой (а я, кажется, сумел прочитать все, что она писала о журналистском ремесле), но тем более привлекательное чтение.

Елена Сосновцева «Мозг в порядке. Как улучшить память, справиться с перегрузкой и вернуть ясность ума». Изд-во «Альпина Паблишер», 16+
Второе издание (спустя шесть лет) нашумевшего в свое время бестселлера – пожалуй, первой внятной книги о пользе знания такой дисциплины как нейрофизиология. Сама Елена Сосновцева пришла к идее написать книгу так. У нее на пике карьеры начались когнитивные, скажем так, неприятности – забывала имя собеседника, туго соображала, стала рассеянной. Потом обратилась к врачам, потом стала самостоятельно изучать литературу о когнитивных расстройствах, о механизмах действия памяти. Потом заметила, что с подобными проблемами сталкиваются многие, и дело, скорее всего, в том, что люди не очень понимают, что происходит с их мозгами в определенном возрасте. Потом стала разрабатывать и применять собственные методики восстановления памяти. А уже потом написала книгу – которая теперь выходит вторым изданием, и это действительно книга-то полезная! Казалось бы, мелочи – ну, проехал свою остановку, ну забыл о дне рождения жены, ну понятно, почему – много работы, голова кругом. А тут другие проблемы: неспособность превращать информацию в знания, отсутствие практики «кластерного» запоминания, и вообще – нетренированная память. Когнитивные возможности можно и нужно тренировать. Можно тренировками повышать концентрацию, избежать (или сильно отсрочить) всякие нейродегенеративные проявления. В своей книге Елена Сосновцева приводит собственные приемы, методы и упражнения, позволяющие развивать мышление, больше узнавать и даже победить искусственный интеллект! Очень, очень полезно. Особенно для так называемых «работников умственного труда».

Алексей Решетун «Копейский маньяк. История жизни и преступлений Вячеслава Яикова». Изд-во «Альпина Паблишер», 18+
Алексей Решетун, самый, наверно, медийный в стране судмедэксперт, написавший несколько отличных научно-популярных книг о своей работе («Вскрытие покажет» и еще другие, «Читатель Толстов» всегда о них пишет, мне книги Решетуна нравятся), решил неожиданно сменить жанр и написал книгу в духе true crime расследований, крайне модного и популярного сейчас «документального детектива». Правда, обычно «тру крайм» пишут журналисты-расследователи, а тут о расследовании убийства женщин в маленьком городке Копейске на Южном Урале рассказывает сам непосредственный участник охоты на серийного убийцу – в 2003 году, когда происходили описываемые события, Решетун служил судмедэкспертом в милиции Копейска. Тут и подлинные фото из следственного дела, и масса подробностей примерно такого свойства: «Трупные пятна на обоих телах были обнаружены на задней поверхности туловища, это свидетельствовало о том, что после помещения в заросли кустарника поза трупов не изменялась. Синюшно-фиолетовый цвет пятен, их насыщенность и интенсивность говорили об относительно быстро наступившей смерти по так называемому асфиктическому типу. Суть его в том, что, когда умирание длится недолго (в течение нескольких минут), кровь в организме остается в жидком состоянии и за счет этого свободно, под действием гравитации, стекает в нижележащие сосуды, расширяя их и накапливаясь в них». Чтение, предупреждаю, жесткое, но сама история изложена как настоящий детектив, Алексей Решетун написал еще одну хорошую книгу. Его дебют в жанре «тру крайм» выглядит многообещающим.

Сара Харпер «Все матери ненавидят меня». Изд-во NeoClassic, перевод Екатерина Шурупова, 18+
А вот еще один детектив – да что там, бестселлер. Роман дебютантки Сары Харпер стал бестселлером, сейчас по нему компания Netflix снимает сериал. У сына главной героини Флоренс, десятилетнего Дилана, проблемы в школе. Его постоянно достает одноклассник Алфи, главный школьный хулиган. После его очередной выходки Флоренс говорит задире – ты за это, мол, поплатишься. При свидетелях. А через несколько дней Алфи бесследно исчезает, и неизвестно, что с ним произошло – но теперь и Флоренс, и Дилан главные подозреваемые. И доказать свою правоту женщина может одним способом – провести собственное расследование и найти мальчика. Но во время расследования выяснится, что Дилану есть что скрывать… Очень динамичный, напряженный, с отличным сюжетом, в котором есть масса неожиданных и крутых поворотов, триллер. Опять о том, что мы чаще всего понятия не имеем, какие тайны и секреты хранят в своей душе люди, с которыми мы прожили много лет и считаем, что знаем их как облупленных. Посмотрим, какой окажется экранизация.

Алексей Оносов, Владимир Жолобов, Юлия Киреева «Рестораторы». Изд-во «Альпина PRO», 18+
Хорошая книжная серия «Герои бизнеса», про бизнес читать не очень интересно обычно (сами мы далеки от этого дела), но тут книга про рестораторов и как вообще устроена эта сфера изнутри. Сделал несколько открытий. Во-первых, рестораны – это уже не только еда, но и атмосфера, репутация, статус, стиль, а еще – проекция в медиа, как о нем пишут, на что обращают внимание, насколько креативно владельцы заведения преподносят «фишки» именно своего ресторана. Рестораторы нового поколения – они прежде всего люди публичные, чего раньше не было. Раньше как: пришел в ресторан, поел, ушел. А теперь рестораны борятся за каждого едока, стараются устроить так, чтобы он запомнил еду (а это сложно сделать), запомнил заведение, захотел сюда снова прийти и другим посоветовал. Второе – это такой коллективный портрет потребителей, посетителей, какими нас видят сами шеф-повара и собственники ресторанов, это очень интересно. И третье достоинство книги – истории успехов (и провалов) ресторанных проектов, по каким причинам они прогорают, вполне познавательно.

Александр Строев, Денис Кондаков «Русские парижане глазами французской полиции XVIII века». Изд-во «Новое литературное обозрение», 18+
В эпоху Просвещения, в XVIII веке, в Париже, который тогда считался культурной столицей Европы, проживало несколько сотен русских. Художники и коллекционеры, дипломаты и шпионы, вельможи и богатые наследники, писатели и просто путешественники. Императрица Екатерина Великая, поскольку очень хотела быть «на уровне» с другими европейскими правителями и даже переписывалась с французскими философами, тщательно следила за новостями из Парижа, героями которых оказывались русские. И не просто следила, а по мере сил разруливала какие-то конфликтные ситуации. А их происходило немало. Исследователи Александр Строев и Денис Кондаков изучили самый неочевидный источник – архивы парижской полиции, где хранится немало упоминаний о русских парижанах. И написали чудесную, крайне занимательную и увлекательную книгу. Там действительно совершенно головокружительные сюжеты описываются. В Париже среди русских жили не только почтенные и культурные люди, но и всякие авантюристы. Например, бывший сержант Преображенского полка Сергей Пушкин выдавал себя за аристократическую персону и умудрился одурачить даже самого Вольтера (вдобавок наделал долго, не заплатил камердинеру и сбежал в Лондон). Кстати, показательно, что безупречность в финансовых вопросах считалась в то время правилом хорошего тона. Даже Екатерине пришлось раскошеливаться, чтобы погасить долги своего внебрачного сына графа Бобринского – сумму она заплатила «из своих», а деньги там были очень немаленькие. в тюрьму. Полицейские донесения, собранные в книге, рисуют психологический портрет русского дворянства эпохи Просвещения и заодно позволяют проследить эволюцию французского сыска на протяжении XVIII века.

Маша Гельман, Катя Колчанова «Бережное потребление на практике. Как полюбить себя, окружающих и природу». Изд-во «Альпина Паблишер», 16+
В книге масса, буквально на каждой странице какие-нибудь интересные цифры, статистические выкладки, лайфхаки – несомненно, она станет незаменимым пособием при подготовке докладов на научно-экологические темы. Что такое бережное потребление? Это когда вы отключаетесь от предложений, которыми вас заваливают рекламные агентства в соцсетях и в телефоне, и ведете умеренный, оптимальный, рациональный образ жизни – меньше покупаете, дольше носите, бережнее используете. После второй мировой войны население Европы удвоилось, а вот ресурсы, которые оно потребляет, расход природных ресурсов (воды, леса, сырья) увеличился в 10 раз! Сегодня в среднем каждый человек генерирует 1 килограмм мусора в день, суммарная площадь мусорных свалок в России превысила 4,3 миллиона квадратных километров, а средний россиянин создает углеродный след (это такой интегральный показатель, учитывающий создание отходов, потребление ресурсов и так далее) в 5,5 единиц. И это далеко не рекорд – самые экологически истребительные люди живут в Катаре, там углеродный след – 14 единиц на человека. Книга Маши Гельман и Кати Колчановой очень познавательна и полезна в практическом смысле: в ней приводятся десятки лайфхаков, позволяющих по максимуму сократить свое ежедневное потребление, не транжирить природу, которая и так уже заканчивается 29 июля (это еще один показатель – соотношение невозобновляемых ресурсов и потребления, выраженное через календарь. Последний раз 31 декабря (то есть сколько потребили, столько и мусора произвели) человечество заканчивало год в 1950 году). В общем, очень рекомендуется к прочтению.

Александр Керенский «Русская революция 1917». Изд-во «Центрполиграф», 16+
И все-таки никак не обойтись в сегодняшнем обзоре без новинки, связанной с событиями 1917 года, как-никак красный день календаря. Только что переиздали (после долгого перерыва) мемуара Александра Керенского, возглавлявшего Временное правительство, которое свергли большевики в октябре 17-го. Керенского в советской историографии представляли как такого фрика, абсолютно бездарного управленца, «главноуговаривающего», болтливого бывшего присяжного поверенного, который развалил все что мог. Даже придумали, что из Зимнего, который штурмовали революционные матросы, ему пришлось бежать переодевшись в женское платье. Спустя долгое время становится понятно, что Керенский оказался трагической фигурой, персонажем, который просто не обладал необходимыми качествами, чтобы остановить приближающийся развал страны и крах власти. И он это прекрасно осознавал сам! В одном месте своих воспоминаний Керенский иронически говорит, что если бы все повторилось, он бы первым делом расстрелял одного человека – себя самого. Временное правительство просуществовало меньше 9 месяцев, сформировано в марте, пало в октябре. И воспоминания Керенского (а он многое помнит и очень интересные факты сохранил в своей памяти) – безусловно, важная книга для понимания истории революции.

Подпишись на Telegram-канал «ТОП Тверь»: мы публикуем актуальные новости в коротком формате.
