Читатель Толстов: кардиостимуляторы, чудики и котики

15:24

17 января 2025

195

В России могут сократить новогодние выходные

«Читатель Толстов» напоминает, что календарная зима перевалила экватор и пошла на вторую половину. До весны осталось совсем немного! А чтобы скоротать время в ожидании теплых дней, самое время почитать книги, которые мы собрали в сегодняшнем обзоре. Там и романы, и детективы, и исторические исследования, и даже – что случается нечасто – котики!

КНИГА НЕДЕЛИ

  • Нейтан Хилл «Веллнес». Изд-во «Фантом Пресс», перевод Анна Гайденко, 18+.

У нас не очень знают, кто такой Нейтан (в других источниках его называют Натан) Хилл. Пять лет назад в России вышел – к сожалению, почти незамеченный – роман «Некк» (16+). Нейтан Хилл –автор мощный, уровня Франзена или, скажем, Диккенса. Или даже любимого моего Ричарда Руссо. Способного рассказывать истории простых людей, через которые просвечивает вся жизнь страны, эпоха – со всеми ее заблуждениями, обольщениями и страстями. Элизабет и Джек когда-то жили в домах напротив друг друга, каждый день видели, кто чем занимается, у их квартир (съемных, в переустроенных под жилье промышленных ангарах на окраине Чикаго) окна были напротив. Потом они в конце концов познакомились, потом женились, через восемь лет брака у них родился сын Тоби. А потом, как принято говорить, прошло 20 лет. Джек подвизается фотографом-адьюнктом в университете (и там есть потрясающая сцена, как его профессор ловит на том, что Джек скачивает на рабочий комп неприличные фотки, а Джек объясняет, что это он собирает материал для научной работы о культурной депривации тела в эпоху постмодернизма, и профессор в восторге). Элизабет трудится в центре «Велнесс» («Благополучие»), лечит несчастных в браке женщин неким «любовным эликсиром», совершенно безвредными пилюльками, которые, как она утверждает, исцеляет супружеские проблемы. Они потратили все свои сбережения на роскошную, но еще недостроенную квартиру с раздельными спальнями. У них кризис отношений, их брак постепенно умирает – и следить за процессом медленного, неотвратимого распада супружеского доверия, отношений, любви, секса – это, конечно, отдельное читательское наслаждение. Хилл так выстраивает историю, что читатель словно наблюдает за поведением Джека и Элизабет, настолько они реальны. Джек в какой-то момент замечает, что его жизнь всецело подчинена его фитнес-браслету. Элизабет все время грузит мужа какими-то новейшими психологическими методиками, в которых ни она толку не знает, ни сами эти новомодные учения не способны ничего спасти. В «Велнесс» есть несколько совершенно потрясающих эпизодов – например, описание семейной ссоры, где оба супруга, прекрасно зная, что может взбесить оппонента, намеренно давят на самые больные точки друг друга. Это такие вымученные, распадающиеся, странные отношения – хотя, положа руку на сердце, у большинства именно так и устроен брак на двадцатом году совместной жизни. Элизабет и Джек мечутся в поисках новой идентичности, новых впечатлений, новых отношений, не понимая, что это бег по кругу, и дальше уже ничего не случится (разве что какая-то глобальная трагедия).
Хилл способен рассказывать о жизни людей с такой простотой, и вместе с тем – глубоким сочувствием, состраданием и вместе с тем иронией по отношению к своим героям. На протяжении 600 страниц писатель успевает смоделировать самые разные ситуации, которые случаются в жизни любой семейной пары – и превратить повествование о заурядной семье чикагских интеллигентов в сложный многослойный сюжет, почти эпос о современной Америке. В англоязычной критике «Велнесс» часто сравнивают с «Бесконечной шуткой» (18+) Дэвида Фостера Уоллеса, самым загадочным (вернее, неразгаданным) современным американским романом. Впрочем, «Велнесс» можно воспринимать как сатирическое повествование о том, в какой клубок запутываются представления городских жителей о самих себе, друг друге и обществе. Сложная, смешная и грустная история любви, где то, что должно объединять, чаще всего способствует отчуждению. А кризис семейных отношений неизбежно приводит к утрате веры, поиску ответов там, где их не может быть (в попсовых психологических методиках, например) и нарастающему сомнению в том, что твоя единственная жизнь должна быть устроена именно так.

  • Александр Ливергант «Даниель Дефо: факт или вымысел». Изд-во «Редакция Елены Шубиной», 16+.

Отличная новость – вышла новая книга Александра Ливерганта, а он в России, наверно, самый главный специалист по английской литературе. Он написал несколько великолепных книг для биографической серии «Жизнь замечательных людей», жизнеописания Грэма Грина, Киплинга, потом в «Редакции Елены Шубиной» у него в последние годы выходили отличные книги – биография Вирджинии Вульф, очень сложной для описания и чрезвычайно влиятельной писательницы, повлиявшей на всю европейскую литературу, книга о Пелеме Гренвилле Вудхаусе, одна из лучших писательских биографий, и сборник очерков о писательницах викторианской эпохи. И вот – жизнеописание Даниэля Дефо, одного из самых загадочных писателей английской литературы. О нем до сих пор мало что известно, включая точный год рождения. Был ли он на самом деле сотрудником английской внешней разведки, что связывало его с лондонским криминальным миром, и как он создавал свой самый известный роман о Робинзоне Крузо? «Первый перевод на русский (как тогда было принято — не с английского, а с французского) сделан был довольно быстро: Яков Трусов перевел шедевр Дефо в 1762 году, после чего „Робинзон“ в России многократно переводился и переиздавался. Мы же с вами читаем перевод М. А. Шишмаревой, выполненный 120 (!) лет назад, правда, потом трижды тщательно отредактированный. В 1934 году — замечательным переводчиком Свифта, Стерна и Пруста Адрианом Франковским, спустя четверть века — академиком Алексеевым, и уже теперь, относительно недавно, — авторитетным англистом, переводчиком и издателем Ксенией Атаровой».

Читатель Толстов: кардиостимуляторы, чудики и котики
Фото: ast.ru/redactions/redaktsiya-eleny-shubinoy
    • Кирстен Уайт «Смерть в прямом эфире». Изд-во Inspiria, перевод О.Бурдова, 18+.

Ну и как в обзоре без нового триллера, тем более издательство Inspiria активно осваивает эту нишу, выпуская отличные новинки жанра. Кирстен Уайт – милая писательница из штата Юта, раньше писала подростковое фэнтези, и тут неожиданно обратилась к жанру жесткого триллера. Тридцать лет назад на съемках популярной детской телепередачи «Господин Волшебник» произошла трагедия, в результате которой программу закрыли. Не осталось ни записей эфира, ни участников съемочного процесса, а любые упоминания о шоу в сети тут же удаляются. Нет никаких доказательств, что программа вообще существовала, кроме воспоминаний детей, ее смотревших. Бывшие участники последнего состава телепередачи, известные как «Круг друзей», воссоединяются в удаленном доме посреди пустыни для записи подкаста в честь перезапуска программы. Для них это не только возможность встретиться с друзьями детства, но и шанс разобраться в том, что же послужило причиной закрытия шоу. Ведь сами они практически ничего не помнят о съемках. Но оказавшись в странном доме посреди пустыни, они уже не уверены: их ли это решение или удачно расставленная ловушка.

Читатель Толстов: кардиостимуляторы, чудики и котики
Фото: inspiria.ru
    • Сильвен Форж «Под напряжением». Изд-во «Рипол Классик», перевод Ольга Павловская, 18+.

Еще одна новинка остросюжетной литературы, на этот раз жанр обозначен как «кибер-триллер», то есть впервые мы получаем произведение, где главным злодеем становится искусственный интеллект и разные современные навороченные технологии. Сильвен Форж – начинающая писательница из Канады, а мы помним, что в Канаде живет Лорет Энн Уайт, то есть традиции описывать преступления мрачно, захватывающе и изобретательно там давняя. Бизнесмены-близнецы одновременно умирают от сердечного приступа, вскрытие показывает, что их кардиостимуляторы взломаны. Некоторое время спустя новый комиссар Нантской полиции случайно открывает вложение в электронном письме, которое заражает все компьютеры и связанные с ними объекты в полицейском участке. Без сомнения, кибератака уже идет, и если ее не остановить как можно быстрее, весь город погрузится в хаос. Кто за этим стоит? Почему его технологии так сильны? И возможно ли остановить всесильного киберпреступника, если вся наша жизнь – это технологии?

Читатель Толстов: кардиостимуляторы, чудики и котики
Фото: ripol.ru
    • Алексей Решетун «Пациентология. Ждуны, лгуны и «мне только спросить». Изд-во «Альпина Паблишер», 16+.

Новая книга судмедэксперта Алексея Решетуна, автора бестселлера «Вскрытие покажет» (16+), — ироничный путеводитель по сложному миру взаимоотношений врача и пациента. Автор приглашает взглянуть на привычные ситуации, с которыми мы сталкиваемся в поликлиниках и больницах, с точки зрения практикующего врача. И предлагает собственную классификацию пациентов, где встречаются такие категории, как опоздуны, ждуны, паникеры и чудики. Опираясь на личный опыт и реальные истории своих коллег, он с юмором и любовью рассказывает о главных героях книги — пациентах. «Самые распространенные среди населения средства для снятия ночной боли при пульпитах — прикладывание к пораженному зубу сырого мяса, сала, меда, свеклы, хрена, подорожника, керамзита, ватного тампона, смоченного водкой/спиртом/одеколоном, головки чеснока или жгучего перца, а также применение множества других животных, растительных и минеральных средств. Особенно «продвинутые» пациенты используют уринотерапию (полощут полость рта мочой), «обеззараживают» рот хлоркой («Доместосом»), разведя ее водой, или организуют полоскание раствором хозяйственного мыла». Вы также узнаете, почему интернет не лучший советчик в вопросах лечения, к чему приводит страх перед стоматологами и чего не стоит делать в очереди к терапевту. Книга «Пациентология» будет интересна и тем, кто хотя бы раз в жизни обращался к врачу, и тем, кто носит белые халаты.

Читатель Толстов: кардиостимуляторы, чудики и котики
Фото: alpinabook.ru
    • Марк Пайсинг «Крушение «Италии»: История арктической экспедиции Умберто Нобиле». Изд-во «Альпина нон-фикшн», перевод Илья Кригер, 18+.

История суровых и беспощадных исследователей Арктики, Умберто Нобиле и Руаля Амундсена. 24 мая 1928 года с триумфом возвращавшийся с Северного полюса исследовательский дирижабль «Италия» попал в бурю и разбился во льдах. После его исчезновения весь мир, затаив дыхание, несколько недель следил за крупнейшей в истории изучения Арктики спасательной операцией. Первым сигнал радиостанции выживших полярников сумел поймать советский радиолюбитель Николай Шмидт. Это произошло 3 июня. Прославленный покоритель полюсов Руаль Амундсен, помогавший вести поиски, вскоре сам пропал в ледяной пустыне. 23 июня шведский летчик сумел вывезти со льдины руководителя экспедиции Умберто Нобиле, и только в июле остальных полярников спас советский ледокол «Красин». Соединяя свидетельства потерпевших крушение и тех, кто пришел им на помощь, автор книги рассказывает захватывающую историю катастрофы, героических поисков и спасения, произошедшую, когда блеск и безграничная отвага эпохи дирижаблей столкнулись с суровой реальностью Арктики.

Читатель Толстов: кардиостимуляторы, чудики и котики
Фото: nonfiction.ru
    • Яков Клоц «Тамиздат: Контрабандная русская литература в эпоху холодной войны». Изд-во «Новое литературное обозрение, перевод Татьяны Пирусской, 16+

Славист, преподаватель русской литературы в Хантер-колледже Городского университета Нью-Йорка исследует тамиздат: как рукописи, которые нельзя было напечатать в СССР, переправляли за границу, как на них реагировали читатели-эмигранты, как относились к этому сами авторы. В числе примеров – «Реквием» Анны Ахматовой, «Один день Ивана Денисовича» Александра Солженицына, «Софья Петровна» Лидии Чуковской, «Колымские рассказы» Варлама Шаламова… «Эта книга посвящена истории литературных отношений между издателями, критиками и читателями на Западе с писателями в России, в чьих контрабандных текстах зачастую раскрывается динамика этого непростого взаимодействия. Это культурная история «аритмии» русской литературы по разные стороны железного занавеса, вызванной политическими событиями и диагностируемой по эстетическим и социокультурным симптомам, связанным с рассеянием текстов по разным географическим и часовым зонам».

Читатель Толстов: кардиостимуляторы, чудики и котики
Фото: nlobooks.ru
    • Алексей Безугольный «Добровольцы и ополченцы в военной организации Советского государства 1917-1945». Изд-во «Центрполиграф», 16+.

Алексей Безугольный — ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ, кандидат исторических наук, и автор многих книг по военной истории. В новой книге он рассматривает феномен добровольческих соединений, которые появились еще на фронтах Гражданской войны, когда у молодого советского государства не было собственной армии, и функции защиты на первых порах взяли на себя отряды рабочей гвардии. Впоследствии добровольческие и ополченские формирования сыграли важную роль в годы Великой Отечественной войны. И это, по мнению автора, еще недостаточно исследованная тема: «Так или иначе, перед нами своеобразная «серая зона», в которую уместилось огромное количество социальных процессов и отношений: мотивация власти, вербующей добровольцев, и мотивация самого добровольца, откликающегося на призыв власти; нормативное регулирование добровольчества и социально-правовое положение добровольца; принципы и формы комплектования добровольческих частей; деятельность центрального и местных партийно-государственных аппаратов и органов военного управления по вербовке добровольцев и организации добровольческих частей. Все это составляет предмет данного исследования, и в такой постановке вопроса, на мой взгляд, тема добровольчества еще не рассматривалась».

Читатель Толстов: кардиостимуляторы, чудики и котики
Фото: cnpol.ru
    • Йозеф Шумпетер «Кризис налогового государства. Социология империализмов». Изд-во «Издательский дом Высшей школы экономики», 18+

В книгу вошли два произведения выдающегося австро-американского экономиста, политолога, социолога первой половины XX века Йозефа Шумпетера (1883–1950) — «Кризис налогового государства» и «Социология империализмов», ранее на русском языке не публиковавшиеся. В написанных сразу после окончания Первой мировой войны работах автор анализирует происходящие социально-экономические процессы и предлагает пути решения возникающих проблем. Шумпетер вошел в историю экономической науки как глубокий исследователь теоретических проблем предпринимательства и эволюции социально-экономических систем, историк и методолог экономической теории. Его широкое эволюционное видение социально-экономических процессов до сих пор оказывает влияние на современную экономическую мысль.

Читатель Толстов: кардиостимуляторы, чудики и котики
Фото: id.hse.ru
    • Анна Шойом «Нэко-кафе. Правила жизни кошек». Изд-во «Азбука», перевод Григорий Никольский, 16+.

Милая и трогательная книжка на самую любимую тему – про котиков. Нагоре 40 лет, она переживает не лучшие времена в жизни – рассталась с женихом, бросила работу в престижной картинной галерее в Лондоне, разочаровалась в творчестве… Возвращается в Барселону, но у нее нет денег даже на аренду квартиры. И тут подруга предлагает ей поработать в только что открывшемся котокафе (в Твери такое тоже) есть, которым управляет японка Юми. Негора на самом деле мало что умеет – кофе у нее убегает, деньги ей лучше не доверять. А еще она с детства до смерти боится кошек! Но постепенно, постепенно она привыкает и к кошкам и вообще оказывается, что общение с котиками способно не только вернуть душевное равновесие, но и изменить жизнь. Анна Шойом, уроженка Будапешта, живет в Барселоне, где практикует психосоматическую терапию. С кошками она дружит всю жизнь и прекрасно их понимает. «Нэко-кафе» — ее первая чисто художественная книга, прозрачная и трогательная история о том, чему мы можем научиться у кошек, которые, если вдуматься, гораздо мудрее нас, и о том, что нам всегда может выпасть шанс начать жизнь заново.

Читатель Толстов: кардиостимуляторы, чудики и котики
Фото: azbooka.ru
    • Ник Завриев «Планетроника. Популярная история электронной музыки». Изд-во «Бомбора», 16+.

Отличная книга, настоящее наслаждение для каждого меломана! Ник Завриев предлагает рассматривать историю электронной музыки как последовательность локальных музыкальных сцен, зародившихся в разных городах и странах, но вместе с тем отвечающих некоему мейнстримовому сюжету развития мировой музыки – и поп-музыки, и экспериментальных опытов. Детройтское техно, миланское диско, роттердамский габбер, дюссельдорфский краутрок, бристольский трип-хоп. 22 города, 22 стиля. Герои андеграунда и звезды мейнстрима. Многие даже опытные и искушенные меломаны не могут «на слух» отличить, скажем, нью-эйдж от амбиента. Ник Завриев дает очень точные, строгие, мгновенно запоминающиеся формулировки и описания, у него увлекательный и понятный язык, но главное – гигантская эрудиция, позволяющая ему обнаруживать неочевидные связи и влияния. Как, например, Depeche Mode повлиял на американскую танцевальную музыку или что общего между исполнителями стиля IDM и электронной музыкой 80-х. «Музыка — жанр достаточно свободный, где очень многое отдается на откуп слушателю и его воображению. С современным искусством, частью которого тоже могут быть звук и музыка, все несколько иначе — тут уже важны и смысл, и контекст», пишет Завриев. Захватывающие и вдохновляющие истории героев современной музыкальной культуры, которые из ничего создавали целые социальные движения.

Читатель Толстов: кардиостимуляторы, чудики и котики
Фото: bombora.ru
    • Ласло Краснахоркаи «Гомер навсегда».Изд-во No Age, перевод Юрий Гусев, 16+.

Книгу можно не только читать, но и слушать – по QR-кодам, распределенным в тексте, можно услышать музыкальные номера Миклоша Сильвестра, написанные специально для этой книги. Книгу можно и рассматривать – это графический роман с иллюстрациями Майка Нойманна. Но лучше всего ее читать – потому что Ласло Краснахоркаи – современный классик венгерской прогрессивной прозы, решивший обратиться к теме бегства. В этом триллере главный герой чудом избегает верной смерти и с головокружительной скоростью мчится через всю Европу на юг. За ним гонятся убийцы. Он бежит, меняет автомобиль на паром; бежит, оглядывается, несется прочь через всю Европу, лишь бы убежать от смерти. Или от прошлого, что неумолимо настигает его? Или от будущего? Главный герой знает несколько древних языков, которые ему не пригодятся. Может часами цитировать великих философов, но это его не спасет. Он несется вперед, сливаясь с толпой, приспосабливаясь к местности, меняя автомобиль на паром, отчаянно пытаясь оказаться на шаг впереди своих преследователей. Текст еще и написан в стилистике такого безумного бега, когда человек несется куда-то, и в голове его мечутся обрывочные мысли. Очень экспериментальная, драйвовая, необычная книга.

Читатель Толстов: кардиостимуляторы, чудики и котики
Фото: polyandria.ru/noage
    • Олег Ивик «О началах и концах света: Рождение и гибель мира в мифологии, религии и науке». Издательство “Альпина нон-фикшн”, 16+.

Я книги Олега Ивика (на самом деле это дуэт авторов, Ольга Колобова и Валерий Иванов) люблю, часто о них пишу. На мой взгляд, это образцовое чтение в научно-популярном жанре – все по полочкам, без занудства и очень занимательно. Вот новая книга посвящена «тому свету» — вернее, как в различных религиозных и научных концепциях описывалось создание нашего мира и его конец. Конец света всем видится по-разному. Религиозные тексты утверждают, что после него возникнет обновленный мир, в котором праведники обретут вечное блаженство. Ученые предполагают, что наша Вселенная рано или поздно завершит свое существование, а жизнь на Земле погибнет еще раньше. О том, что разные мифологические системы, религии и наука говорят о появлении Вселенной, о ее устройстве и грядущем конце, и рассказывает книга Олега Ивика. Например, египтяне считали, что жизнь на Земле зародилась благодаря солнцу, появившемуся из водного хаоса. В карело-финских мифах первоисточником всего сущего стала утка – она снесла яйцо, из которого непонятным образом, без участия творца, получился нынешний мир. Откуда взялась сама утка, неизвестно, во всяком случае, не из яйца, потому что лежать этому яйцу было бы негде – мир представлял собою изначальные воды и простертое над ними воздушное пространство». Современные ученые придерживаются теории Большого взрыва. Версии конца света тоже разные.

Читатель Толстов: кардиостимуляторы, чудики и котики
Фото: nonfiction.ru
  • Леонид Млечин «Примаков». Изд-во «Молодая гвардия», 16+.

Переиздание биографии Евгения Примакова, предпринятое в связи с 85-летием со дня рождения этого российского государственного деятеля. Евгений Примаков – несомненно, одна из самых интересных фигур политического бомонда постсоветской России. Примаков занимал высшие должности в государстве, руководил правительством и вывел страну из тяжелейшего кризиса после дефолта 1998 года. Он возглавил внешнюю разведку незадолго до распада Советского Союза и спас эту спецслужбу от уничтожения. Он стал министром иностранных дел и заложил основы дипломатии современной России. Он был академиком, и он же осуществлял секретные миссии, каждая из которых могла бы послужить сюжетом для шпионского романа. Но человек, которого все видели на телеэкране, не имел ничего общего с тем Примаковым, которого знали и любили друзья и родные. В кругу друзей Примаков был любителем анекдотов, весельчаком и утонченным любителем поэзии (да и сам, говорят, стихи писал). Леонид Млечин много лет посвятил изучению биографии Примакова, использовал документы и источники, которые оставались закрытыми для других авторов. «Мало кто из российских политиков вызывал такое уважение. Мало кого из них провожали в последний путь с такой искренней скорбью и ощущением невосполнимой утраты», пишет Млечин. И пытается ответить на вопрос, который считает главным: почему Примаков не стал президентом страны?

Читатель Толстов: кардиостимуляторы, чудики и котики
Фото: gvardiya.ru
  • Орхан Памук «Наивный и сентиментальный писатель». Изд-во «Азбука», 18+.

Орхан Памук — известный турецкий писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 2006 года. В России его произведения давно переведены и изданы, но Памука любят за беллетристику, за прозу, а «Наивный и сентиментальный писатель» — сборник эссе, рассуждения писателя о литературе. Жанр довольно распространенный, к тому же Памук честно предупреждает, что писал свои эссе не как самостоятельные тексты, у него был курс лекций, которые он потом превратил в отдельные эссе. Эссеист, если честно, из Памука тот еще – многословный, еще по несколько раз возвращается к одной и той же мысли. А вот мысли у него интересные встречаются. В первом эссе он пытается ответить на вопрос, что происходит в голове читателя, когда он читает роман. Еще в одном эссе предлагает разделить всех пишущих и читающих на «наивных» (кто просто читает, не вкладывая в это занятие никакого смысла) и «сентиментальных» (кто прочитанное пытается как-то применить в жизни). Эта книга пригодится не только настоящим фанатам автора, не только тем, кто любит проверять собственные размышления о культуре словами художников, но и тем, кто пишет сам, — здесь Памук раскрывает себя как читателя и мимоходом раскрывает секреты своей писательской кухни.

Читатель Толстов: кардиостимуляторы, чудики и котики
Фото: azbooka.ru
  • Елена Первушина «За столом с Булгаковым». Изд-во «Центрполиграф», 12+.

Писательница Елена Первушина уже не первый год продолжает проект своих историко-гастрономических очерков, где читателей приглашают посмотреть, какие блюда предпочитали Пушкин, Гоголь, Обломов и прочие реальные и вымышленные герои разных эпох. Предыдущей была «За столом со Сталиным» (12+), история отечественной кухне до и после войны. А «За столом с Булгаковым» — история еды, кухни, заведений общепита «булгаковской эпохи» — то есть, условно, между революцией и Великой Отечественной войной. Голод в Москве сразу после революции (Булгаков вынужден был каждый день есть картофельный суп без мяса, который он возненавидел). Потом – роскошный период НЭПа, когда в магазинах и ресторанах можно было заказать любое экзотическое блюдо. А потом – социальные эксперименты советской власти, которые, с одной стороны, фактически уничтожили традиционную русскую домашнюю кухню, с другой – создали совершенно новые форматы питания, рецепты, блюда и популярную еду. То есть московский писатель Михаил Булгаков далеко не всегда имел возможность вкусно и разнообразно питаться. Как всегда, в книге множество оригинальных и забытых рецептов. Например, пирожное из яичницы: пожарить яичницу, потом добавить туда полстакана сахару, немного лимонного сока, все взбить в пену, смешать с взбитыми белками, запечь и подавать. Ну и вообще благодаря Елене Первушиной можно увидеть мир булгаковских произведений с неожиданной, кулинарно-гастрономической стороны: «Что в это время ели рядовые москвичи, можно узнать из коротких обмолвок Булгакова в черновиках «Мастера и Маргариты». Например, в одной из первых редакций сцены на Патриарших прудах Воланд говорит Иванушке: «Клянусь подолом старой сводни, заседание не состоится, а вечер чудесный. Из помоек тянет тухлым, чувствуете жизненную вонь гнилой капусты? Горожане варят бигос…».

Читатель Толстов: кардиостимуляторы, чудики и котики
Фото: cnpol.ru
  • Антуан Лорен «Влюбленный астроном». Изд-во «Синдбад», перевод Елена Головина, 16+.

Хороший такой приключенческий роман. В 1760 году французский астроном Гийом Лежантиль, придворный ученый короля Людовика, отправляется в плавание к берегам Индии. Путешествие с сугубо научной целью: Лежантиль должен наблюдать в телескоп редкое астрономическое явление – транзит Венеры, что позволит ему точно рассчитать расстояние от Земли до Солнца. Однако путешествие, которое поначалу считалось легким и беззаботным, растянулось на 11 лет! «Влюбленный астроном» — это прежде всего отличный приключенческий роман, причем с реально существовавшим историческим лицом. Хорошо передаются представления людей об окружающей природе в 18 веке. Там, например, поймали кальмара размером с лошадь, сварили из него суп на всю команду, а Лежантиль потом задумался, что в глубине могут рыскать и другие морские чудовища: «Он снял с полки огромный том, для переплета которого потребовалась кожа двух жирных свиноматок, и обнаружил выгравированное изображение монстра. Рыба открывала пасть, которая в пять раз превышала Версальские ворота, и из верхней части ее черепа фонтаном вырывалась струя воды. Если ему доведется повстречаться в море с таким страшилищем, сказал капитан, он будет молить Господа о спасении».

Читатель Толстов: кардиостимуляторы, чудики и котики
Фото: sindbadbooks.ru

Подпишись на Telegram-канал «ТОП Тверь»: мы публикуем актуальные новости в коротком формате.

0

Материалы по теме

Из этой же рубрики