Эксперты «Открытие Авто» изучили результаты регистраций новых легковых китайских автомобилей в России за первые три квартала 2023 года и проанализировали региональное распределение продаж брендов из Поднебесной. Самый емкий рынок сбыта китайских авто сегодня – это Центральный федеральный округ, где за 9 месяцев 2023 года было продано 26,6 тыс. машин или 46% от общероссийских продаж авто из КНР. При этом наибольший прирост в сегменте китайских авто произошел за год в Северо-Кавказском (в 8,6 раза), Приволжском (в 6 раз) и Южном (в 5,6 раза) федеральных округах. В пяти из них (ЦФО, ЮФО, УрФО, СФО, СКФО) наиболее популярной китайской маркой является Chery, в остальных первенство принадлежит Haval.
За период с января по сентябрь 2023 года на российском рынке было продано 341 732 легковых авто китайских марок. Это 48% от всего объема «легковушек», зарегистрированных в России за первые три квартала 2023 года, — 712 102 единиц. С августа по сентябрь продажи машин из КНР незначительно сократились, на 4,3% с 61 381 до 58 748 ед. соответственно. При этом сентябрьский результат, несмотря на небольшое снижение месяц к месяцу, составляет 56% от всех продаж за сентябрь (108 733 легковых авто).
«Данные нашей статистики по продажам китайских автомобилей в России подтверждают сделанный нами ранее прогноз, согласно которому в 2023 году доля «китайцев» на российском авторынке превысит 50%, — отметила руководитель «Открытие Авто» Марина Дембицкая. — И уже два месяца подряд показатели реализации автомобилей китайских брендов превышают половину от всех продаж на авторынке страны. Такая помесячная динамика сохранится, по нашим прогнозам, и до конца текущего года».
Самый емкий рынок сбыта китайских авто сегодня – это Центральный федеральный округ, где за 9 месяцев 2023 года было продано 157,8 тыс. машин или 46% от общероссийских продаж авто из КНР. В тройке региональных лидеров по реализованным с начала года «китайцам» также оказались Приволжский и Северо-Западный округа: 15% и 14% от общерыночных продаж. Далее следуют Южный (9%), Уральский (7%), Сибирский (5%), Северо-Кавказский (2%) и Дальневосточный ФО (1%). Аналогичные места остались за регионами и по итогам сентябрьского рейтинга продаж «чайна-каров».
Доля региона в продажах китайских а/м (сентябрь и 9 мес 2023-2022 гг.)
ФО | сен.23 | % за сен. 23 | Янв-Сен 2023 | % за 9 мес. 23 |
Центральный ФО | 26617 | 45% | 157849 | 46% |
Приволжский ФО | 9459 | 16% | 52614 | 15% |
Северо-Западный ФО | 7885 | 13% | 46752 | 14% |
Южный ФО | 5998 | 10% | 32452 | 9% |
Уральский ФО | 3883 | 7% | 25304 | 7% |
Сибирский ФО | 3118 | 5% | 18028 | 5% |
Северо-Кавказский ФО | 1302 | 2% | 6267 | 2% |
Дальневосточный ФО | 486 | 1% | 2465 | 1% |
ИТОГО | 58748 | 100% | 341731 | 100% |
Анализ структуры регистраций китайских легковых автомобилей по регионам показал также кратный рост продаж машин из Поднебесной за указанный период. К примеру, на авторынке ЦФО в сентябре было продано 26 617 китайских машин, в 4,2 раза больше, чем в сентябре прошлого года. При этом по динамике роста он в отстающих. Наибольший прирост в сегменте китайских авто произошел за год (сентябрь 2023 года к сентябрю прошлого года) в Северо-Кавказском (в 8,6 раза), Приволжском (в 6 раз) и Южном (в 5,6 раза) федеральных округах.
Динамика прироста рынка китайских авто в регионах РФ
Названия строк | сен.23 | сен.22 | сен.23/сен.22 | янв.-сен. 23 | янв.-сен.22 | 9 мес.23/ 22 |
Центральный ФО | 26617 | 6356 | 419% | 157849 | 30422 | 519% |
Приволжский ФО | 9459 | 1581 | 598% | 52614 | 9829 | 535% |
Северо-Западный ФО | 7885 | 1683 | 469% | 46752 | 8970 | 521% |
Южный ФО | 5998 | 1073 | 559% | 32452 | 6334 | 512% |
Уральский ФО | 3883 | 713 | 545% | 25304 | 4915 | 515% |
Сибирский ФО | 3118 | 606 | 515% | 18028 | 4654 | 387% |
Северо-Кавказский ФО | 1302 | 152 | 857% | 6267 | 1174 | 534% |
Дальневосточный ФО | 486 | 100 | 486% | 2465 | 655 | 376% |
ИТОГО | 58748 | 12264 | 479% | 341731 | 66953 | 510% |
Статистика продаж за первые три квартала 2023 года подтверждает лидерство Центрального федерального округа по продажам китайских автомобилей, продемонстрировавшего пятикратную динамику, впрочем, как и сегмент китайских авто в общефедеральном разрезе. С начала года ежемесячная доля китайских марок, согласно регистрациям, выросла с 36% в январе до 54% в сентябре 2023 года. По динамике роста за 9 месяцев 2023 год в лидерах Приволжский (5,4 раза), Северо-Кавказский (5,4 раза) и Северо-Западный ФО (5,2 раза).
Топ-3 крупнейших в России китайских марок – Chery, Haval, Geely – только усиливают свои позиции. Так, лидирующая марка Chery нарастила продажи с 21,8 тыс. а/м за 9 месяцев 2022 года до 84,1 тыс. ед. за 3 квартала этого года. Вторую позицию среди «китайцев» удерживает Haval, продажи у которого увеличились за аналогичный период с 21 тыс. до 69,7 а/м. Geely вышел на третье место, увеличив реализацию авто с 15,4 тыс. до 59,6 а/м. Активно растут продажи китайских марок и за пределами топ-3. Так, например, продажи автомобилей Changan составили 26,9 тысяч по итогам 9 месяцев 2023 года по сравнению 1603 авто за три квартала годом ранее.
«Топ-3 в сегменте китайских брендов остается стабильным и представлен по-прежнему Chery, Haval и Geely, — прокомментировал Олег Мосеев, генеральный директор компании Автомаркетолог. — Но заметно, как их активно «догоняет» бренд Changan. Не исключаем, что уже в 2024 году Changan сможет составить серьезную конкуренцию маркам из ведущей тройки, ведь у этого бренда уже сейчас самый большой модельный ряд для российского рынка среди всех китайских автопроизводителей».
В пяти федеральных округах среди китайских марок по итогам сентября лидирует Chery. Продажи бренда в первый месяц на авторынке Центрального ФО составили 5438 а/м, в Южном ФО – 1234 а/м, в Уральском округе – 868 а/м, в Сибирском ФО – 657 а/м, а на Северном Кавказе – 223 а/м. В остальных округах первое место на рынке китайских брендов удерживает Haval: в Северо-Западном округе было продано в сентябре 1595 таких машин, в Приволжском округе – 2347 авто, а на Дальнем Востоке – 125 машин. Примечательно, что на рынке Центрального федерального округа Haval вышел только на третье место среди «китайцев» в сентябре, показав продажи на уровне 4486 ед. и уступив второе место марке Geely с результатом 4747 автомобилей.