Этот учебный год запомнится целым рядом новшеств. Переход на новые стандарты ФГОС, уроки финансовой грамотности, второй язык в начальной школе (по желанию), обновленные нормативы СанПин (в соответствии с ними самые короткие каникулы не должны быть меньше семи дней, а объем домашних заданий в первом классе не должен превышать одного часа работы). Но главное – в школы вернулось воспитание. В том числе – в формате внеурочных занятий «Разговоры о важном».
В родительских чатах это вызвало самые оживленные споры. Но уже на первых уроках стало ясно: «политизировать детство», как опасались некоторые мамы и папы, никто не собирается. Да, этот предмет посвящен традиционным ценностям нашего народа, в том числе и воспитанию патриотизма. Но патриотизм – это не разговоры о политике, а куда более глубокое понятие.
– Любовь к родине – это любовь ко всему, что нас окружает: к истории своего края, культуре, природе, семье, – считает директор средней школы №53 города Твери Лариса Зверькова. – Вот, посмотрите тематику занятий. День Отца. День народного единства: «Языки и культура народов России: единство в разнообразии». День музыки: у нас поющая школа, очень много талантливых ребят. Так, дальше у нас День матери…
Какую из этих тем раньше не поднимали на классных часах? Разве мам и пап не поздравляли? Поздравляли. Не обсуждали с ребятами аспекты культуры, искусства, не старались раскрыть их собственные таланты? Конечно, старались. Разве не говорили о государственной символике, гербе, флаге? Говорили, и викторины проводили.
– «Разговоры о важном» – это продолжение традиций, которые всегда сохранялись в российских школах, – замечает Лариса Константиновна.
Нововведения же систематизировали и структурировали эту работу, педагоги получили методическую помощь. Чем это отличается от традиционного классного часа? Тем, что «Разговоры о важном» – это не монолог учителя, а в первую очередь беседа, дискуссия, интерактив. Такой формат занятий развивает способность вести диалог и понимать других.
Стимул к поиску
Для десятиклассницы Елизаветы Нечаевой каждый такой урок – стимул к творческому поиску. Девушка увлекается историей и этнографией, живо интересуется вопросами права и международных отношений, недавно заняла призовое место на детско-юношеском литературном конкурсе «Лето Господне». Новый предмет дает ей немало пищи для размышлений.
– Это способ сохранить нашу идентичность, наш уникальный культурный код, озвучить темы, которые имеют принципиальное значение для осознания нашего места в мире, – считает Елизавета. – И было бы прекрасно, если бы мы больше говорили о наших земляках. Не только о тех, что стали частью истории, но и о современниках, которые сегодня работают на благо нашей культуры, науки, искусства.
– А еще эти занятия помогают достичь взаимопонимания как минимум на уровне класса. Мы спорим, делимся мнениями, открываемся друг другу, – добавляет ее одноклассница Ксения Лушникова. – Знаете, мой брат-пятиклассник после «Разговоров о важном» приходит домой и говорит: «А мы со звездной картой работали, а нам про атомные ледоколы рассказывали, а вам?». И мы продолжаем разговор, начатый в школе, часто к нему присоединяются и родители.
Это – бесценно. Если дети спешат поделиться знаниями, полученными в школе, с родными, это – высшая оценка и для учителя, и для учебного курса.
45 минут мало
С «Разговора о важном» начинают учебную неделю не только школьники, но и студенты колледжей.
– У подростков очень напряженная внутренняя жизнь, все основополагающие вопросы (кто я в этом мире, каких ценностей мне держаться, на какие идеалы ориентироваться) они и так уже обдумывают. И обсудить все это со взрослым человеком многим просто необходимо. Так что нам с моей группой 45 минут обычно мало, – говорит Светлана Крутина, преподаватель колледжа Росрезерва.
А как мама двоих школьников, она отмечает: воспитание – это очень ответственная задача. И нельзя, чтобы дети пропустили все «важное» мимо ушей только потому, что устали и плохо воспринимают информацию или нервничают из-за предстоящей контрольной.
– Потому «Разговоры о важном» необходимо очень продуманно располагать в расписании уроков. Так, чтобы ученики бежали на них с хорошим настроением, а темы, которые подняли на этом занятии, закреплялись на последующих. «Ну вот, сегодня и так семь уроков, да плюс еще разговоры о важном» и «О, сегодня «легкий» и интересный день: разговоры о важном, история, литература и ОБЖ» – это совершенно разное восприятие, и эффект будет различаться кардинально, – говорит Светлана Евгеньевна.
Ничто не забыто
Впрочем, к началу второй четверти споры вокруг «Разговоров о важном» стали утихать. Их заменила другая остроактуальная тема – перспектива введения уроков начальной военной подготовки. Напомним: недавно Минпросвещения согласилось с инициативой Минобороны – со следующего учебного года вернуть в школы существовавший в советское время курс НВП.
Но во многих учебных заведениях региона этот предмет никогда и не уходил в прошлое. Так, в средней школе №5 города Торжка прямо сейчас начальную военную подготовку проходят 54 ученика – «личный состав» юнармейского отряда «Беркут».
– Полтора часа в неделю мы уделяем строевой подготовке, еще полтора – огневой. При школе действует электронный тир, в нем используются точные копии автоматов и пистолетов, которые находятся на вооружении нашей армии. Современная база для занятий НВП у нас формировалась с 2016 года, тогда в нашей школе был создан первый в Тверской области юнармейский отряд, так что все необходимые наработки есть. И, по моему мнению, вести эту дисциплину должен не просто педагог, а офицер, человек с боевым опытом и практическими навыками. У ребят из нашей школы сложилась хорошая дружба с воинскими частями, ветеранами, на мой взгляд, это должно стать повсеместной традицией, – считает преподаватель-организатор ОБЖ средней школы №5 города Торжка Владимир Филиппов.
Неделя приключений
В средней школе №55 города Твери традиции начальной военной подготовки тоже сохранили. Как рассказала заместитель директора по УВР Сандра Карпова, здесь всегда уделяли большое внимание базовым навыкам безопасности: способности распознавать риски, оперативно принимать решения, взаимодействовать с товарищами.
– НВП в первую очередь – это воспитание спокойствия и собранности, уверенности в собственных силах, готовности встать на защиту своей семьи, страны, идеи. Поэтому мы от нее никогда не отказывались, начальная военная подготовка у нас ведется в рамках курса ОБЖ, – говорит Сандра Викторовна.
– И этот предмет подарил нам самые яркие школьные воспоминания. Наши педагоги сумели сделать его максимально интересным, например, организовали настоящий «марафон» интерактивов. Мы ездили по музеям, связанным с военной историей и силовыми структурами, посещали воинские части, побывали на базе ОМОНа, общались с сотрудниками МЧС и МВД, знакомились с разными видами оружия. Это было здорово, – делится выпускник Андрей Васильев.
Как видим, «новшества» больше похожи на возвращение к истокам. Давайте оглянемся на свои собственные школьные годы. Какой урок вспоминается в первую очередь и с особенным теплом? Конечно, тот, когда вместо проверки домашнего задания нам удалось засыпать учителя вопросами. И как хорошо и искренне мы тогда поговорили «о жизни»! А как лихо форсировали ручей во время игры в «Зарницу», помните? А винтовки-мелкашки? Они обычно стояли в кабинете ОБЖ. Надо же, оружие в школах было, а вот «шутинга» не было. Может быть, потому что любой потенциальный злоумышленник знал: ему смогут дать отпор.
Но главное – в России всегда были и есть учителя, которые и до нововведений учили любить Родину, поддерживать родителей, оберегать младших, не предавать друзей, защищать мир и свободу и отличать добро от зла. Учили не только по понедельникам – каждую минуту, собственным примером.
Это и называется – воспитание. Теперь его ценность обозначили на государственном уровне.
Источник: «Тверские Ведомости»