Больше не легенда: у Западного моста появились реальные очертания

11:15

26 января 2024

6445

Больше не легенда: у Западного моста появились реальные очертания
Фото: Андрей Зубов/РИА Верхневолжье

На этой неделе в Твери опять говорили про Западный мост. Поводом для новых обсуждений стал визит губернатора на стройплощадку. Игорь Руденя оценил ход работ, отметил для себя ряд важных деталей и уже на следующий день поделился подробностями в телеэфире.

В частности, мы уже точно знаем, что скоро закипит стройка на правом берегу Волги. Глава региона заверил: металла достаточно, чтобы тянуть мост сразу с обеих сторон. Фактически он уже явил свои очертания – его хорошо видно с обоих берегов, и это уже давно не просто строительные площадки, но и опоры с целыми пролетами.

Больше не легенда: у Западного моста появились реальные очертания
Фото: Андрей Зубов/РИА Верхневолжье

Конечно же, до конца работ еще долго, и полностью сдать объект планируется к концу следующего года. Здесь мы говорим не только про сам Западный мост, а про весь комплекс со съездами и развязками, в том числе обновленной Горбаткой и переделанным железнодорожным путепроводом на Комсомольской площади. А с другой стороны, оказалось, что большая часть времени с момента старта строительства уже прошла. И день, с которого без преувеличения начнется новый виток тверской транспортной истории, уже отчетливо маячит на горизонте.

Призрак бродит по Твери

За ходом строительства мы, журналисты, внимательно следим с самого первого дня. Давайте вспомним: два года назад, в январе 2022-го, горожане не сразу поверили, что активные работы на левом берегу Волги имеют какое-то отношение к Западному мосту. А потом СМИ и соцсети накрыло лавиной фотографий и любопытных подробностей. Тверское интернет-сообщество буквально взорвалось изнутри.

Удивительно, но кто-то еще долго не верил, что новую волжскую переправу все-таки строят. И подобному скепсису, разумеется, есть объяснение. Разговоры про Западный мост велись и в прошлом десятилетии, и в позапрошлом. А строго говоря, планы перекинуть через Волгу еще один путепровод появились в советские времена. Даже название «Западный» берет свое начало оттуда, из СССР.

Больше не легенда: у Западного моста появились реальные очертания
Фото: Андрей Зубов/РИА Верхневолжье

Правда, рассматривалось иное место строительства – в районе завода штампов имени 1 Мая в Центральном районе. Видимо, автомобильный трафик в соседней Пролетарке еще не настолько приблизился к критической точке, и разгружать собирались в основном городское ядро. Но что самое интересное, в советском Калинине мог появиться еще один новый мост. Его собирались перекинуть от створа нынешнего Смоленского переулка (тогда он назывался Советским) до Затверечья. Таким образом этот район связали бы с правым берегом Волги две переправы. Одну из них, как мы знаем, открыли в 1981 году – это Восточный мост в Московском районе. Планам же по строительству второго путепровода, увы, не суждено было сбыться.

Заглохло, так и не начавшись, и строительство Западного. О нем забыли на долгие годы.

Свет на горизонте

В девяностые, когда вернувшая себе историческое название Тверь буквально выживала, один за другим появлялись и в скором времени исчезали фантастические проекты. То собирались копать метро, то планировали открыть на базе мигаловского аэродрома международный пассажирский хаб. При этом мало кто задавался вопросом, действительно ли все это нужно постсоветскому городу, из которого люди стремительно уезжали в столицу в поисках лучшей жизни. Про новый мост через Волгу, что удивительно, никто не вспоминал. Возможно, людям было проще грезить о подземке и авиаперелетах.

Шли годы, и фантастика окончательно отодвинулась на задний план. Зато движение стало настолько плотным, что вопрос возведения еще одной волжской переправы встал ребром. Областной центр задыхался в пробках, и чем дальше, тем становилось хуже. И тогда вновь заговорили про Западный мост. Появились конкретные планы, проектная документация, СМИ запестрили громкими заголовками. А потом все так же внезапно заглохло. И все последующие слова о строительстве переправы мгновенно поднимались на смех. Люди больше не верили.

Больше не легенда: у Западного моста появились реальные очертания
Фото: Андрей Зубов/РИА Верхневолжье

Немудрено, что и к планам губернатора Игоря Рудени поначалу отнеслись с ярко выраженным скепсисом. Мол, свежо предание, да верится с трудом. И вдруг на берегах Тьмаки появилась строительная площадка – в районе Обелиска Победы и стадиона «Химик» начали возводить новенький пешеходный мост. Это было в 2020 году, как раз когда в городе стартовала транспортная реформа, и на улицах появились теперь уже привычные нам синие автобусы. А еще раньше оказалась проделана титаническая работа по консолидации коммунальных активов – под контроль государства постепенно возвращались теплосети и водоканал, во что поначалу тоже не верили.

Пешеходный мост через Тьмаку открыли в 2021 году, и злые языки сплетничали, будто бы его построили вместо Западного – чтобы на какое-то время отвлечь общественность от проблемы. Ведь как раз в том же году президент России, отметив настойчивость тверского губернатора, поручил премьеру Мишустину рассмотреть проект возведения нового волжского путепровода. Эти слова привычно были восприняты с желчным скепсисом, и никто из сплетников даже не обратил внимание на важную деталь. В федеральных верхах говорили не о возможности такого строительства в принципе, а именно о проекте.

Потом незаметно и буднично наступил 2022-й.

Путь наверх

Когда мы в начале статьи говорили о новом витке транспортной истории нашего города, это не было просто красивым оборотом. Вдумайтесь: мостов через Волгу в Твери не строили с советских времен – последним до этого был Восточный, и прошло с тех пор уже более сорока лет. А тут, напомним, речь не только про связь Пролетарского района с Заволжьем. Нет, весь этот проект гораздо масштабнее.

На июль текущего года запланировано завершение строительства Северного обхода Твери, и на скоростную трассу М-11 можно будет попасть с территории города. Конкретно – с улицы Паши Савельевой в Юности, где будет организован выезд. И Западный мост как раз-таки станет в этой цепочке важным звеном. Сейчас, напомним, на трассу «Нева» можно выбраться только с развязок на М-10 за пределами Твери.

Больше не легенда: у Западного моста появились реальные очертания
Фото: Андрей Зубов/РИА Верхневолжье

Нетрудно представить, что все это означает для областной столицы. И речь не столько о сокращении пробок, сколько в целом о доступности городских районов. В первую очередь это значительное облегчение перевозки грузов и пассажиров. То, что на языке профессионалов называется логистикой. Тверь станет не только удобнее для самих жителей, но и привлекательнее для инвесторов.

А это уже совсем иной уровень перспектив. Осталось только дождаться знаменательной даты.

Сергей САВИНОВ

+2

Из этой же рубрики