30 января в 17.00 состоится концерт-посвящение композиторам Георгию Свиридову и Валерию Гаврилину «Близкие по духу и судьбе».
В этот вечер перед слушателями выступят лауреаты международных конкурсов Эммануила Штуко (сопрано), Павел Шнипов (тенор), Илья Шкадин (баритон) и Ольга Орлова (фортепиано).
В программе:
- В. Гаврилин, стихи А. Шульгиной. «Я отсюда родом-племенем»
- Г. Свиридов. Романс «Невеста» из вокального цикла на стихи А. Блока «Петербург»
- Г. Свиридов. Романс из вокального цикла на стихи С. Есенина «У меня отец крестьянин»: «Есть одна хорошая песня у соловушки»
- Г. Свиридов. «Песня под тальянку», «По-осеннему»
- Г. Свиридов. Три романса из вокальной поэмы на стихи С. Есенина «Отчалившая Русь»: «Трубит, трубит погибельный рог», «О, верю, верю, счастье есть», «О, Родина, счастливый и неисходный час»
- В. Гаврилин, стихи В. Максимова. «Жила-была мечта»
- Г. Свиридов, стихи А. Прокофьева. «Мне не жаль, что друг женился»
- В. Гаврилин, стихи Б. Гершта. «Любовь останется»
- В. Гаврилин, стихи А. Володина. «Простите меня»
- Г. Свиридов, стихи А. Прокофьева. «Русская девчонка»
- Г. Свиридов, стихи А.С. Пушкина. «Подъезжая под Ижоры»
- В. Гаврилин, стихи А. Шульгиной. «Шутка»
- В. Гаврилин, стихи А. Шульгиной. «Не бойся дороги»
Стоимость билетов: 450 руб. Узнать подробнее о концерте и купить билеты онлайн можно здесь.
Наблюдать за развитием крепкой дружбы между двумя выдающимися советскими и российскими композиторами, их искренней творческой и житейской взаимной поддержки нам позволяет их переписка.
Она была важнейшей, но не единственной стороной дружеского общения музыкантов, которая обретала по преимуществу литературное выражение. Симфоническое и камерное – так хочется определить две плоскости литературного диалога Гаврилина и Свиридова. С одной стороны – рецензии, интервью и статьи о творчестве друг друга, адресованные широкой публике, а с другой – представляющие область личного общения дневниковые заметки и переписка. Чувство совести, простота и опора на традицию видятся композиторам сутью национального. Лейтмотивом в записях музыкантов звучит тема России, пронизанная болью и тревогой за непростую ее судьбу. Это – общее.
Вместе с тем в жизни и в мыслях композиторов существовало и то, что никогда не могло быть вынесено на публику – самое сокровенное, остро переживаемое. Вместилищем, тайником, сокровищницей такого сугубо личного, поверяемого только близкому другу и единомышленнику, могла стать лишь переписка, в которой, по мере сближения музыкантов, и найден был тот единственно свободный, ни отчего не зависимый, предельно открытый друг другу и закрытый от посторонних, путь дружеского общения.
На данный момент собрано 39 писем, в том числе – поздравительные открытки, телеграммы, краткие записки. Основную часть наследия представляют письма Свиридова, адресованные Валерию Гаврилину. Из писем Гаврилина Свиридову пока удалось найти лишь три (дальнейшие поиски пока затруднены). Тем не менее, обращение к имеющимся материалам уже дает возможность воссоздать достаточно ярко картину живого дружеского общения композиторов.
Каким оно было между Свиридовым и Гаврилиным? Не нужно вчитываться, чтобы увидеть ту необыкновенную, и, кажется, в наше время уже утраченную уважительность, которой проникнуто каждое послание. Уважительность, сопряженную с какой-то особенной, русской ласковостью.
Обычно сдержанный в проявлении своих чувств, Свиридов признавался: «Очень жаль, что годами не видимся с Вами, скучаю без Вас, сказать по правде». «Очень без Вас скучаю», – восклицал Гаврилин, – «Вы единственное в жизни, что заставляет меня работать». Предельно скромный, нередко сомневающийся в силе своего таланта, Валерий Гаврилин в лице старшего друга находил авторитетную поддержку и опору. Свиридов же в общении с Гаврилиным проникался оптимизмом его молодости.
Фундаментом композиторской дружбы было их редкое взаимопонимание, единомыслие, которое они бесконечно ценили. «…Ваши мысли и само понимание искусства исключительно близки мне…», – пишет Свиридов в одном из первых писем Валерию Гаврилину. – «…Вы – во многом близкий мне тип человека, хотя конечно – абсолютно суверенный».
Вполне закономерно, что рождаются и музыкальные посвящения друг другу. Свиридов посвящает Гаврилину написанные одно за другим хоровые сочинения – «Запевка» (1980 г.) и «Лапотный мужик» (1981 г.). Ответно рождается и гаврилинское посвящение – действо «Пастух и пастушка» (так и не допущенное композитором к слушателю).
И каждое новое сочинение, выходившее из-под пера одного немедленно встречало искреннее восхищение и поддержку другого. Так, еще одной сквозной темой переписки становится музыка друг друга. Большинство писем содержит яркие восторженные рецензии.
Радость открытия настоящего искусства, которое музыканты находили в творчестве друг друга, бесконечная вера в его созидательную силу была для них единственным спасением в тяжелой ситуации творческой отвергнутости. «Высокая музыка, – пишет Гаврилину Свиридов, – большой противовес всей дряни, жаль только, что не все ее слышат. Но те, кому это дано – имеют утешение от многих бед и зол жизни. Счастлив художник, кто способен родить добро, Вы из этих счастливцев, а я, уже старик, имею большой опыт и не ошибаюсь в этом вопросе. Среди превратностей судьбы вспоминайте о своем даре, пусть эта мысль врачует Вас и придает Вам силы созидать добро». В свою очередь, Гаврилин подчеркивает спасительную силу музыки Свиридова: « …Я /…/ не представляю, откуда бы я брал силы не только сочинять, но и просто жить, будучи музыкантом, не зная Вашего великого творчества и счастья общения с Вами».