Строительство Западного моста в Твери недавно снова стало горячей темой. Напомним, в минувшую пятницу, 12 февраля, на сайте kremlin.ru появился утвержденный перечень президентских поручений. Согласно одному из них, премьер-министр Правительства РФ Михаил Мишустин должен до 15 марта подготовить доклад, который представит главе государства. И тема его – тот самый тверской Западный мост.
От слов к делу
Сейчас уже можно с уверенностью сказать, что подробное обсуждение этого вопроса на федеральном уровне – результат настойчивости губернатора Игоря Рудени, неоднократно обращавшегося на самый верх. Упорство, с которым губернатор Тверской области лоббировал строительство нового моста через Волгу, отметил даже Владимир Путин и поручил вице-премьеру Марату Хуснуллину «посмотреть еще раз» на этот «конкретный вопрос». Было это, напомним, 13 января во время очередного совещания федерального правительства.
И вот уже премьер-министр Мишустин готовит доклад, а тверская общественность с нетерпением ждет начала строительства. Ведь, как отметил ранее губернатор Игорь Руденя, в бюджете уже заложены средства в размере трех миллиардов рублей, а проектная документация готова.
Нужно ли говорить о том, что для Твери это по-настоящему знаковое решение? Чего греха таить – город стоит в пробках, и малейшее перекрытие улиц, к примеру, для ремонта, превращается в мини-коллапс. А помните, как в начале прошлого десятилетия проходила реконструкция Восточного моста? Добраться с одного берега другой в час пик было проще всего пешком, так как стоял весь центр, а оставшиеся три переправы через Волгу не справлялись с потоками машин. И с каким же потом облегчением вздохнули автовладельцы, когда отремонтированный мост наконец-то снова открыли…
Град обделенный
Если уж совсем откровенно, то с мостами в нашем городе всегда была напряженка. По большому счету, первую постоянную переправу через Волгу Тверь получила лишь в 1900 году – больше 120 лет назад! Именно тогда был открыт мост, связавший оба берега реки, а до этого жителям аж со времен Петра Великого приходилось пользоваться единственной понтонной переправой в районе нынешнего Городского сада. Примечательно, что мы, современные жители Твери, довольно редко задумываемся об этом факте.
Вторую полноценную переправу через Волгу город получил уже будучи Калинином – в середине пятидесятых годов, когда в створе будущего Тверского проспекта, а тогда еще Кооперативного переулка, построили Новый мост. А в начале шестидесятых появился Мигаловский, названный так по расположенному неподалеку поселку в городской черте. И затем еще через два десятка лет был открыт Восточный мост. На дворе стояли восьмидесятые, страна находилась на пике развития, и строительство очередного, пятого по счету, автомобильного моста обсуждалось уже в то время.
Так, например, еще в очерке-путеводителе «Город Калинин», изданном в 1983 году, описывался проект Западного моста. Правда, возводить его собирались не на Пролетарке, как сейчас, а в районе Беляковского переулка, недалеко от Центрального стадиона и Дворца спорта.
Затем грянули неспокойные времена, и о строительстве новых мостов надолго забыли. А вспомнили только в начале нулевых, когда необходимость в очередной переправе через Волгу встала под острым углом. Машин уже тогда было намного больше по сравнению с последними годами существования СССР, а сегодня, если брать последние точные данные, и вовсе на пятерых жителей Твери приходится два автомобиля. В масштабе целого города речь идет о действительно больших числах, и они по-прежнему растут. При этом с момента открытия последнего моста через Волгу прошло уже сорок лет.
Уложиться в три года
Сегодня в почти полумиллионном городе сложилась абсурдная ситуация: целый район остается обделенным переправой – мы говорим, конечно же, о Пролетарском. Ведь от Мигаловского моста вплоть до самого центра города больше нет ни одной транспортной артерии через Волгу. Неудивительно, что по утрам перед Старым мостом образуется большая пробка, начинающаяся порой от прежнего здания Суворовского училища. Нетрудно понять, что открытие еще одной автомобильной переправы существенно снизит нагрузку на городские улицы.
Напомним, согласно действующему проекту, Западный мост должен пройти от Комсомольской площади к району Горбатки параллельно железнодорожному мосту. Последний, к слову, тоже будет обновлен. Затронет реконструкция и уже упомянутый Горбатый мост, который должен стать четырехполосным. Таким образом, пусть и частично, но будет решена еще одна проблема с пробками – уже в Заволжском районе. Ведь не секрет, что сейчас там заторы образуются практически постоянно.
Но самое главное – если раньше вопрос строительства Западного моста, будем говорить откровенно, просто витал в воздухе, то сейчас речь идет о конкретике. Есть готовый проект, есть средства и, что важно, поддержка федерального правительства. Начать строить должны уже в этом году, и все работы планируется завершить за 36 месяцев. Для таких объектов, как автомобильный мост, это весьма приемлемый срок.
Сергей САВИНОВ