Как все мы знаем, или хоть раз слышали, с 2023 года вступили в силу изменения в Федеральном законе «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции». Простыми словами – магазинам запрещено выставлять напоказ подобные позиции и они обязуются закрывать их от взора покупателей, чтобы не провоцировать на спонтанные покупки. Ввиду этого вопрос, почему же алкоголь, расположенный на территории кассовой зоны, не закрывают по такому же принципу, а наоборот, дают людям выбор от «чекушек» до элитного алкоголя.
Совсем недавно на эту тему в своей публикации об этом рассуждал депутат Заксобрания Сергей Аксенов. Он обратил внимание на то, что, находясь в очереди, покупатели, в особенности дети, подвергаются воздействию «нативной рекламы» алкоголя, расположенного рядом с товарами для быта, сладостями и детскими позициями.
После поста Сергея Аксенова активисты «Партийного десанта» «Единой России» в рамках народной программы партии решили провести мониторинг торговых точек, обращая внимание на наличие алкоголя в прикассовых зонах и собирая статистику для формирования общей картины происходящего.
«Маркетологи давно используют эту стратегию, размещая высокомаржинальные товары – шоколад, жвачку, журналы – в местах, где покупатель вынужден ждать. Однако, в случае с алкоголем, ситуация усугубляется. Размещение спиртных напитков в миниатюрной таре, по более низкой цене, нежели чем стандартная упаковка, можно рассматривать как скрытую форму рекламы. Наблюдая, как взрослые приобретают алкоголь, находящийся в непосредственной близости от детских сладостей, дети могут подсознательно ассоциировать его с чем-то обыденным и даже привлекательным.
Это противоречит действующему законодательству, запрещающему рекламу алкоголя и ограничивающему его продажу. К примеру, витрины с сигаретами, как правило, закрыты, а та же самая бутылка «Элитного» горячительного, открыто выставлена рядом. Возникает вопрос: достаточно ли мер, принимаемых для ограничения доступа к алкоголю, если он так легко доступен для визуального восприятия, особенно для детской аудитории?», – высказал свое мнение Сергей Аксенов.
Мониторинг, проведенный активистами, должен предоставить объективную картину распространенности этой практики в Твери и области. Результаты этого мониторинга станут важным аргументом в дискуссии о необходимости внесения изменений в законодательство или принятия дополнительных мер со стороны торговых сетей. Возможные варианты решения проблемы – это либо добровольный отказ торговых сетей от размещения алкоголя в прикассовых зонах, либо введение обязательных законодательных норм, регламентирующих это.
«Важно понимать, что речь идет не только о продажах, но и о социальной ответственности бизнеса. Размещение алкоголя в прикассовой зоне, особенно рядом с детскими товарами, – это не просто маркетинговый ход, это вопрос формирования здорового образа жизни у подрастающего поколения», – дополнил депутат.
Все результаты мониторинга «Партийного десанта» будут обсуждены представителями власти на круглом столе для определения дальнейших действий властей в этом направлении.