Когда развлекательную ленту критикуют за политическую пропаганду, это как минимум вызывает любопытство, смешанное с удивлением. Особенно если речь идет о таком легком жанре как кинокомикс. Новый отечественный блокбастер о бесстрашном полицейском из Санкт-Петербурга – именно такой случай. Мнения зрителей разделились: кто-то считает «Майора Грома» (12+) прорывом в российском кинематографе, другие же усмотрели в нем политическую агитку в красивой обертке. Разумеется, «ТОП Тверь» не мог пропустить столь громкую премьеру и не рассказать о ней в нашей постоянной рубрике.
Лавры студии Marvel и их конкурентов из DC давно не дают покоя как американским киноделам, так и нашим, российским. Шутка ли – создать целую популярную вселенную, объединив разные фильмы сквозным метасюжетом и общими персонажами. Многие пытались повторить успех, но супергеройская ниша оказалась не так проста, как казалось на первый взгляд.
Наши тоже рискнули, и первым отечественным кинокомиксом стали «Защитники» Сарика Андреасяна. Выход фильма сопровождался мощной пиар-кампанией, создатели грозились утереть носы всяким Капитанам Америкам, но в итоге на экраны вышел, мягко говоря, неоднозначный продукт. Некоторые даже отзывались о нем как о самом крупном позоре российского кинематографа. А ведь надежды на эту ленту возлагались немалые – зрителям обещали русскую самобытность и оригинальные отсылки. В результате же получился бессвязный набор штампов, который скорее напоминал попурри из позаимствованных на Западе идей. Можно ли было после такого всерьез относиться к очередной попытке российских киношников создать аналог зарубежных блокбастеров? Вопрос риторический.
И все-таки «Майора Грома» от студии Bubble ждали. Пускай с обоснованными опасениями, но в то же время с робкой надеждой. Последнюю обеспечила короткометражка «Выходной» 2017 года, получившаяся на удивление внятной и динамичной. С тех пор у основной картины сменились режиссер и исполнитель главной роли, а премьеру сдвинули из-за пандемии, превратив экранизацию российского комикса в долгострой. Но вот наступил апрель 2021-го, и «Майор Гром» наконец-то дошел до зрителей.
Лично я шел на сеанс со смешанными чувствами – с одной стороны, предварительные отзывы первых посмотревших были вполне благосклонными, с другой же, опыт «Защитников» давал о себе знать. И еще, конечно же, удивили «политические» претензии к фильму. Но именно здесь уровень моего любопытства буквально зашкалил. Что же такого могли показать в развлекательной ленте?
Однако начать по традиции хотелось бы с проработанности сюжета и визуальной составляющей. Первое, что сразу бросается в глаза, это обилие в «Майоре Громе» жанровых штампов и клише. Так, главного злодея вы сможете вычислить довольно быстро, хоть создатели и будут пытаться сбить вас с толку, нахраписто тыча в глаза персонажем-обманкой. Мелкие бандиты, коррумпированные чиновники и потерявшие совесть богачи тоже слишком старательно отыгрывают в фильме свои амплуа, из-за чего могут показаться чересчур плоскими. По большому счету, положительные персонажи, в том числе и сам Игорь Гром, тоже не блещут оригинальностью: честный полицейский, в квартире которого туалет без двери, а в холодильнике лишь полусгнившее яблоко, стильная журналистка-блогерка, легко обходящая формальности и моральные принципы в случае необходимости, а также тюфяк-новичок, борющийся за благосклонность напарника. И все же они не отталкивают своей шаблонностью – благодаря актерам, которым удалось очеловечить свои роли.
Так, из Тихона Жизневского, ранее засветившегося в фильме «Огонь», получился весьма удачный майор Гром – закрытый и язвительный, но в то же время довольно обаятельный и благородный. Не отстает от него и Любовь Аксёнова, сыгравшая журналистку Юлию Пчёлкину, а Алексей Маклаков в кадре так и вовсе вызывает ностальгию по ранним «Солдатам» и «Ночному дозору». При этом тонкую грань между строгим начальником Грома и его наставником, заменившим отца, актер выдерживает на должном уровне.
Операторская работа и монтаж не доводят до судорог, что редкость для современного отечественного кино, до сих пор эксплуатирующего слоу-мо и рваные склейки. Разве только слишком яркая цветокоррекция может вызвать неоднозначные ассоциации со съемкой для глянцевого журнала. В общем-то, весь фильм с визуальной точки зрения получился хирургически выверенным и временами даже не вполне естественным – будто открытка. Особенно это усугубляется подчеркнуто американизированной формой российской полиции и антуражем главного управления МВД Санкт-Петербурга, явно списанным с голливудских боевиков. Подобное подражательство, правда, вполне сочетается с ностальгическими культурными отсылками вроде хоккеистов из советского мультфильма «Шайбу, шайбу!» и образа Кощея Бессмертного в исполнении Георгия Милляра.
Целостность сюжета, а также мотивация героев и злодеев, сцементированы первоосновной, имевшейся еще до написания сценария. И в этом новый российский кинокомикс с разгромом побеждает своего предшественника – «Майор Гром» в отличие от уже упомянутых «Защитников» выходит в виде бумажных комиксов уже много лет, и его не пришлось выдумывать на коленке. А потому все сюжетные линии и ходы в фильме логичны, пусть при этом по-комиксному просты и условны.
Но за что все-таки некоторые зрители и критики назвали «Майора Грома» агиткой? И является ли он ею в действительности? Однозначного и единственного верного ответа здесь нет – каждый сам видит то, что желает увидеть. Кто-то проводит параллели между главным злодеем в фильме и известным оппозиционером, другие просто смотрят интересную историю в антураже Санкт-Петербурга из супергеройской реальности. Однако нельзя не признать, что легкий по своему жанру фильм затрагивает весьма сложный и даже почти экзистенциальный вопрос: что превыше – закон или справедливость? Кто прав – полиция, бессильная против купивших всех и вся богачей, или Чумной Доктор, сжигающий преступников живьем? И можно ли творить добро в «суперкостюме с бомбами и огнеметами»?
Новый российский кинокомикс не идеален. Но все же он получился вполне интересным, живым и цельным. И пусть показанная в нем полиция кажется сказочной, а Санкт-Петербург словно бы из параллельной реальности – повторюсь, кто-то видит политику, а кто-то всего лишь динамично рассказанный детективный сюжет.
Сергей САВИНОВ