Разговор о важном: зачем россиянам прошлое

17:00

09 ноября 2022

5727

Разговор о важном: зачем россиянам прошлое
Фото: Леонид Смирнов/РИА Верхневолжье

В нашем школьном кабинете истории над доской висели несколько ярких цитат. Но лучше всех мне запомнилась фраза Ключевского: «История – это не учительница, а надзирательница. Она ничему не учит, а только наказывает за невыученные уроки». В силу юного возраста мы с одноклассниками поняли ее превратно, решив, будто этот предмет не дает жизненно важных знаний. Истинное же значение этой фразы пришло гораздо позднее.

История любой страны – неважно, России, Казахстана или, скажем, Японии – это череда тех самых уроков, которые человечество уже давно должно было выучить, но по разным причинам игнорировало или откладывало. Революции, войны, экономические кризисы – люди привыкли жить по принципу «после нас хоть потоп», оставляя решение сложных проблем потомкам. Сами же потомки по прошествии лет благополучно забывают уроки истории и вновь наступают на те же грабли. И единственный способ этого избежать – знать свое прошлое. К сожалению, тут у нас не всегда все бывало гладко.

От любви до ненависти

В годы перестройки и после развала СССР активно бытовала такая фраза: «Россия – страна с непредсказуемым прошлым». Возникла она, разумеется, не на пустом месте. Достаточно вспомнить характерную для того периода гласность, когда история нашего отечества внезапно заиграла совершенно другими красками.

Стало модно говорить о сталинских репрессиях, о красном терроре во времена гражданской войны, о новочеркасском расстреле. Государство позволило обнажить болезненные страницы своей истории, и у людей по понятным причинам случился шок. Как часто бывает в подобных случаях, переосмысление приобрело гипертрофированные черты. Это хорошо прослеживается как раз по историческим фильмам тех лет. Если раньше кино рассказывало о комсомольских стройках и героизме на фронтах Великой Отечественной, то на стыке восьмидесятых и девяностых оно смаковало ошибки и перегибы. Так, в фильме «Разыскивается опасный преступник» карикатурно лощеный партийный работник предлагает боевому офицеру рассматривать бунтующих рабочих как «противника», которого нужно «давить танками». Разумеется, именно это потом и происходит в картине, рассказывающей о новочеркасской трагедии 1962 года. И показывается это все с натуралистическими подробностями, резко, с крупными планами, под заунывную музыку. А лента «Чекист», где расстрелы показаны как будничный конвейер с перерывами на оргии, пожалуй, даст фору всем жестоким сериалам последних лет.

Разговор о важном: зачем россиянам прошлое
«Чекист». Кадр из фильма

Изначальный посыл, если сохранять объективность, понятен: открыть людям глаза на историю не только с ее достоинствами, но и недостатками. Однако беда в том, что в абсолют возводилось именно последнее. Жестко и бескомпромиссно. В стремлении показать ошибки сознательно или непреднамеренно отодвигались на задний план успехи вроде Великой Победы, освоения космоса, развития промышленности и энергетики. Сверхдержава, которой действительно являлся СССР, приобретала все более зловещие черты, и общество, как могло, нарочито пыталось избавиться от ее наследия. В итоге, сжигая символические мосты, мы потеряли много того, что теперь восстанавливаем – те же детские оздоровительные лагеря и молодежные движения. Впрочем, это тема отдельного разговора.

Вернемся к истории. После длительного периода активного срывания покровов россияне вновь начинают интересоваться прошлым. И весьма показательным в этом плане опять становится кинематограф – мы как будто заново открываем для себя собственную страну. Оказывается, советский период – это не такой уж тоталитарный Мордор, как о нем принято было вспоминать еще совсем недавно. Легендарный бросок Едешко и Белова на Олимпиаде 1972-го года, столь же известный и по-настоящему исторический хоккейный матч между СССР и Канадой, где по полной проявил себя Валерий Харламов. Биография оружейника Калашникова, первый полет Гагарина на орбиту, история авиаконструктора Миля, путь футбольного вратаря Яшина, шахматный поединок Карпова и Корчного. И это только советский период истории. А еще впервые за много десятилетий в России выходит фильм о восстании декабристов, следом и мини-сериал о них же. Разумеется, все эти ленты нельзя назвать каноничными и бесспорными, но одно то, что люди живо начинают интересоваться описанными в них событиями, уже дорогого стоит.

Разговор о важном: зачем россиянам прошлое
Фото: Кристина Белякова/РИА Верхневолжье

Хорошо забытое старое

Если раньше было принято говорить о дореволюционной России как о некоей затерянной Атлантиде, канувшей в прошлое вместе с уникальными традициями, то сейчас можно легко уловить тренд на выстраивание единой истории. Россия имперская, советская и нынешняя – это одна страна с общими героями, общими достижениями и общими бедами, которые издавна преодолевались силами всех ее жителей. И День народного единства уже трудно назвать никому не нужным праздником, выступающим исключительно как дополнительный выходной.

Разговор о важном: зачем россиянам прошлое
Фото: Кристина Белякова/РИА Верхневолжье

Не будем спорить, привычным его пока тоже трудно назвать, но это скорее следствие длительной исторической апатии. Многим из нас пока еще нелегко воспринимать прошлое родной страны шире, чем победа в Великой Отечественной или воссоединение с Крымом. Мы почти ничего не знаем о Первой мировой – в советское время о ней упоминалось лишь вскользь. Большинство пока что с трудом может объяснить, кто с кем воевал в Смутное время, и кто был последним Рюриковичем на русском троне. То же самое с уже упомянутыми декабристами. Однако в нынешнюю непростую эпоху мы, кажется, все-таки стали знать о собственной стране больше, чем раньше. Или хотя бы пытаемся уменьшить количество белых пятен в коллективном сознании.

– Спрос на историческую литературу в последнее время действительно повысился, – говорит Юлия, сотрудница одного из тверских книжных сетевых магазинов. – Самая популярная тема – это Великая Отечественная война. Довольно часто ищут рассказы о юных героях. На втором месте – события 1812-го. Кстати, если говорить о детских книжках об истории России, то люди нередко спрашивают советских авторов вроде Сергея Алексеева.

Удивительное дело – всего пару десятилетий назад россияне отбрасывали эти книги, считая их пережитком тоталитарной культуры. Однако в какой-то момент обнаружили, что страна никуда не делась. Изменился строй, но осталась память о поколении победителей. У государства уже другой флаг и совсем другой герб, однако мы, его граждане, чествуем тех же героев. И пришло осознание, что все происходившее с нашими предками – это звенья одной цепи, общая дорога к будущему, каким бы оно ни было. Как в забытой ныне социальной рекламе девяностых: «Пожалуйста, не делите Россию на старую и новую. Россия одна, и она просто есть».

Когда оказывается, что прошлое родной страны обширное, сложное и противоречивое, с непривычки даже можно впасть в ступор. И вот здесь как раз важно направить энергию поиска в правильное русло. Не довольствоваться статьей в Википедии*, а прочитать дополнительную литературу по теме, желательно разных авторов, еще и не согласных друг с другом. Или, как вариант, посмотреть фильм в жанре докудрамы, где используются одновременно архивные кадры и постановочные. Отечественные, к слову, ничем не хуже зарубежных аналогов, а порой и превосходят их по качеству.

Вспышка памяти

В сознании россиян дважды за минувшее столетие образовывался опасный вакуум, когда агрессивно вытеснялось все то, что было раньше. После 1917-го словно бы канула в Лету царская Россия, хотя молодое советское государство выросло на ее прочном фундаменте. И то же самое было после 1991-го, когда распался Союз, и «пятнадцать сестер» принялись активно отгораживаться друг от друга и от общего прошлого. Но, как показала практика, вакуум активно стремится к тому, чтобы его заполнили. Или, если говорить по-простому, душа не терпит пустоты. И тогда произошло настоящее импортозамещение в головах. Безусловно, город Нью-Йорк прекрасен, однако Тверь соперничала с Москвой за право быть русской столицей. И пусть Нил Армстронг ступил на Луну, первым в космосе стал Гагарин. А знаменитый Джордж Лукас вдохновлялся работами советского режиссера Павла Клушанцева.

Разговор о важном: зачем россиянам прошлое
Фото: Леонид Смирнов/РИА Верхневолжье

Спрос на отечественную историю со всеми ее взлетами и падениями есть, и весьма устойчивый. Причем, что немаловажно, со стороны юного поколения, которому порой банально не хватает адекватных источников. И нужно помнить, что их нельзя создавать для галочки. Молодежь хорошо чувствует халтуру, даже если при этом транслируются правильные вещи.

– Детям и подросткам важен способ подачи информации, – подчеркивает Юрий Зайцев, заместитель директора по воспитательной работе Тверского колледжа им. А.Н. Коняева. – Нельзя сказать, что нынешнее поколение индифферентно к истории, просто с ними нужно говорить об этом на одном языке. Молодежь прекрасно воспринимает визуальный контент, поэтому рост числа фильмов и сериалов на историческую тематику может только порадовать. Главное, чтобы они были качественными, потому что здесь важно не только заинтересовать, но и дать правильную базу.

С этого года в российских и, соответственно, тверских школах проходят «Разговоры о важном» – по изначальной задумке, это серия классных часов, где рассказывается о российских ученых, писателях, музыкантах и других интересных людях. Не будем отрицать, нам, журналистам, известны разные примеры, в том числе неудачные, когда детям порой дают сомнительную информацию. Однако здесь мы должны понимать, что от эксцесса исполнителя не застрахован никто. В том числе народное образование. Если же зрить в корень, то это как раз та самая попытка поговорить с новым поколением на его языке, о чем и говорит Юрий Зайцев. И позитивных примеров, когда педагоги «поймали волну», тоже предостаточно.

– Школьники должны знать историю родной страны, людей науки и искусства, изобретателей, полководцев, которые прославили Россию на весь мир, – считает Татьяна Нуждина, замдиректора по УВР тверской школы №18. – Для этого и были разработаны «Разговоры о важном». Все занятия построены с учетом возрастных особенностей обучающихся, для учителей созданы методические материалы, видеоролики, есть элементы интерактива. В итоге некоторые темы оказываются для ребят настолько интересными, что они потом сами находят дополнительные факты и даже делятся ими с одноклассниками.

Главное теперь – не потерять этот запал, чтобы снова не стать Иванами, родства не помнящими.

Сергей САВИНОВ

*РКН: сайт нарушает законодательство РФ

+7

Из этой же рубрики