В теплое время года, когда на реках открывается навигация, Волга превращается в оживленный проспект. Прогулочные теплоходы, рыбацкие лодки, гидроциклы и яхты создают самый настоящий трафик, которому позавидуют некоторые городские улицы. А там, где есть движение, существует и риск непредвиденных ситуаций, порой довольно опасных.
Мы редко об этом задумываемся, когда гуляем по набережной, глядя на проходящие катера. Вода нам кажется безмятежной, особенно в областной столице, на величавой красавице Волге. А между тем, на реках работает и своя полиция, и свои спасатели. В первую очередь это ГИМС – Государственная инспекция по маломерным судам. Своего рода речная ГИБДД, да простят меня специалисты за такое любительское сравнение. Они же занимаются и спасанием на водах, а помогают им добровольцы из ВОСВОДа.
Это люди, чья служба, словно в советской песне о милиции, на первый взгляд как будто не видна. Как и все волонтеры, они занимаются благим делом в свое свободное время. Собственно, и аббревиатура расшифровывается как Всероссийское общество спасания на водах – не служба и не организация вроде той же ГИМС. Что ими движет? Для того, чтобы это понять, я решил провести день с тверскими спасателями.
Четверо в лодке, не считая собаки
В этот День города областная столица отмечала красивую дату – 888 лет. Погода после целой череды похолоданий вышла отменная, и люди, соскучившиеся по солнцу, вышли на улицы. Не стал исключением и наш главный водный проспект – река Волга. Традиционно в День города проходят соревнования, в том числе гонки на парусниках, байдарках и лодках-драконах. Большая волна им мешает, а потому судоводителей и владельцев гидроциклов просят не гонять там, где состязаются спортсмены.
Мы выходим на дежурство в полдень и начинаем патрулировать акваторию рядом с Речным вокзалом, где в Волгу впадает Тверца. Экипаж – судоводитель по имени Александр и двое спасателей ВОСВОДа, Антон и Денис. Я – четвертый, и с нами еще лайка по кличке Инта. Собака добрая и очень общительная, на воде уже не в первый раз, опытная.
– Наша задача – предотвращение несчастных случаев на воде, – инструктирует Антон, он у нас сегодня за командира. – Вон те яхточки, – показывает на маленькие парусники, кружащиеся на воде, – переворачиваются на счет раз от малейшей волны. А за штурвалом – дети. Поэтому просим судовладельцев прижиматься к левому берегу и идти на малом ходу. Если будут особо одаренные товарищи, которые управляют катером пьяными, будем сообщать в ГИМС.
Сами спасатели, как добровольцы, не могут проводить силовые задержания, у них нет таких полномочий. Но действуют они по согласованию с инспекцией по маломерным судам, поэтому их просьбы обязательны к исполнению. В случае же неповиновения ВОСВОДовцы сообщают данные нарушителей в ГИМС.
– В основном люди реагируют адекватно, – рассказывает Антон уже для меня, когда общий инструктаж окончен. – Но есть примерно процентов десять индивидуумов, которые нас игнорируют, есть и такие, кто обкладывает матом.
Разговор прерывается – мы замечаем мчащийся в сторону яхтсменов катер. Александр дает полный вперед, включается «крякалка», как в обиходе называют спецсигнал. Просим судоводителя остановиться, он сбрасывает скорость, сближаемся. За штурвалом – отец семейства, катает жену и детей по Волге. На одной из девочек нет спасательного жилета.
– Где жилет? – спрашивает Антон.
– Вот он, – невозмутимо отвечает девочка и поднимает жилет с пола.
Все смеются. Делаем замечание, напоминаем, что спасательный жилет обязательно надевать, а не просто иметь на борту. Далее объясняем, что в акватории Речного вокзала проходят соревнования, нужно снизить скорость и, не создавая волну, пройти левым берегом.
– Этим? – уточняет судоводитель и показывает на ближайший.
– Это правый, – терпеливо объясняет Антон. – Левый – там.
Надо сказать, что путает берега примерно половина тех, с кем нам приходится иметь дело. Срабатывает бытовая привычка, а между тем, это весьма важный момент: берега определяются от истока к устью, по течению реки. Там, где находится Речной вокзал, это и есть левый берег. Правый – это там, где центр города, Трехсвятская, Горсад.
Мимо проносится еще один катер – с тремя маленькими детьми. За штурвалом сидит взрослый, но Антон говорит, что это все равно очень серьезное нарушение.
– По правилам, когда катаешь детей, на каждого несовершеннолетнего должен быть один взрослый, не занятый управлением катера, – объясняет он и в этот момент замечает еще одно несущееся на большой скорости судно. – Саня, давай туда.
Кто, если не мы?
Начинает припекать. На воде обгореть гораздо проще, чем на суше – открытое пространство, нет тени. Мысленно благодарю Антона за то, что первым делом сунул мне в руки баллончик с «пантенолом». С собой у нас несколько бутылок воды про запас, иначе жажда замучает. А покидать место дежурства нельзя, не получится сплавать на берег, чтобы закупиться или сходить в туалет. Все нужно продумать заранее, даже такое деликатное дело.
– Чтобы вступить в ВОСВОД, нужно просто желание, – в акватории тихо, и мы можем спокойно пообщаться. – Помогать людям, нести социальную ответственность, приносить пользу. Подготовка уже в процессе – нас учат оказывать первую помощь, спасать на воде, на льду. Раз в сезон проходят совместные учения с ГИМС, другими подразделениями МЧС, студентами медакадемии.
– Показываем детям, что можно и что нельзя, – добавляет Денис. – И учим вязать узлы.
Последнее он говорит с улыбкой. По профессии Денис – разработчик программного обеспечения для одного из крупнейших российских банков, это его основная работа. Спасателем ВОСВОДа он стал в прошлом году.
– Как близкие к этому относятся? – спрашиваю сразу у всех.
– По-разному, – философски отвечает Денис. – Бывает и недовольство дежурствами в выходные дни и по ночам.
– Ночью тоже дежурите? – удивляюсь я.
– Обязательно, – говорит Антон. – Причем списки дежурных подаются в ГИМС с номерами телефонов. И если потребуется помощь, мы должны отреагировать.
У Антона спасание на водах – это тоже не основная деятельность, он работает в сфере энергетики. Наш судоводитель Александр трудится фрезеровщиком. Он пока официально не в ВОСВОДе, помогает на добровольных началах. Как раз ему и принадлежит катер, на котором мы сегодня дежурим.
– Люди много сейчас говорят, что вот тут плохо, здесь не так, – рассуждает Антон. – Но самый простой способ что-либо изменить – это начать с себя. Кто, если не мы?
Волга волнуется раз
Первый час пролетает в довольно интенсивном темпе. Отдыхающих много, не все соблюдают скоростной режим. Но в целом люди действительно относятся с пониманием, обещают не мешать гребцам и яхтсменам. Большинство опять путает левый берег с правым, приходится объяснять.
Со стороны Нового моста на огромной скорости несется гидроцикл. Антон включает спецсигнал, Александр разворачивает катер на перехват, мы с Денисом машем руками, требуя остановиться. Гидроциклист делает нам ручкой и с легкостью уходит вниз по течению. Снизить скорость он даже не думает.
– На гидроциклах, к сожалению, многие ведут себя неадекватно, – сетует Антон. – Носятся вдоль берега на большой скорости, плевать при этом на пловцов, отдыхающих. Очень опасное поведение.
– Еще отдельная тема – москвичи, – добавляет Денис.
– Особенно на больших лодках, – кивает Антон. – В прошлом году один такой попытался пришвартоваться к судейскому пирсу. На просьбы остановиться не реагировал, растолкал байдарки. Сотрудники ГИМС ему объяснили, где он неправ.
Разговариваем о наболевшем, парни рассказывают о совсем уже вопиющих случаях.
– Помнишь, в том году на нас плевались с моста? – Антон поворачивается к Денису.
– Помню, – кивает тот. – А в начале сезона навигации один прохожий вообще мочился. Сверху.
В акватории вновь начинается активность. Словно в противовес неприятным воспоминаниям люди реагируют вежливо, не спорят. Даже благодарят, расспрашивают о подробностях. Гости из Конакова, узнав, что в Твери День города, начинают нас поздравлять. Еще один капитан объясняет свой ход на большой скорости тем, что «не местный». Однако гнать все-таки прекращает, честно ведет катер к левому берегу и ползет вдоль него как улитка.
Встречаем тех, с кем уже разговаривали, они улыбаются, тоже благодарят. Придерживаются правил. Одного пожилого мужчину на дорогой яхте марки Silver Fox, который спокойно катается туда-сюда по Волге и Тверце, так и называем между собой Фоксом – как персонажа из сериала «Место встречи изменить нельзя». Вот только «наш» Фокс вежлив, улыбчив и законопослушен.
Догоняем еще один роскошный катер, судоводитель с готовностью достает документы. Говорим, что не нужно, объясняем все те же простые правила: идти малым ходом вдоль левого берега, не образовывая волну.
После двух часов дня припекать начинает еще сильнее, и народ словно бы срывается с цепи. Мы уже передислоцировались в акваторию между Новым и Старым мостами, где готовятся к соревнованиям спортсмены на драконах. Нас прикрывает мощный катер ГИМС. Однако на некоторых ретивых судовладельцев не действует даже оранжево-синяя полоса вдоль борта – цветографическая схема МЧС.
Останавливаем очередного «гонщика». Взрослый мужчина с женой и ребенком с ходу начинает материться.
– Вас, наверное, большие суда [нецензурно] посылают! – кипятится он и зачем-то говорит про сапборды, для которых «наоборот, нужна сильная волна». Сапбордов поблизости нет, но нашего собеседника это не смущает.
Вежливые уговоры на него не действуют, очередной поток брани уже не слышно за шумом винтов. Матерщинник уводит катер, но на обратном пути его «принимает» ГИМС.
– Карма работает, – резюмирует Антон.
Движение становится более интенсивным, бросаемся в погоню за очередным катером, останавливаем. На Новом мосту собирается толпа – люди услышали спецсигнал с криками в мегафон и ждут шоу. Судоводитель покладисто внимает предупреждениям, шоу отменяется, зрители расходятся.
Зато другому глубоко начхать и на нас, и на инспекторов ГИМС. Завязывается еще одна погоня, но мощности нашего катера не хватает, и нарушитель теряется в водной дали. Но таких, стоит отметить, все же значительно меньше. Некоторые просто не сразу понимают, чего от них хотят, и начинают весело махать руками в ответ. Думают, что их так приветствуют. А потом, заслышав спецсигнал и увидев, как в катере встают сразу несколько рослых мужиков, осознают, что что-то не так.
– Вообще, удручает такое поведение, – говорит Антон. – Если человек на лодке машет руками, остановись, может, ему нужна помощь. Не надо думать, что тебе для фотки позируют или здороваются. Бывают случаи, что мотор у катера заглох, человек не может выбраться из прибрежных зарослей, зовет на помощь. А те, кто мимо проплывает, ладошками машут и улыбаются.
Наша смена запаздывает, и мы проводим на воде чуть больше времени. Но зато и народ более-менее успокаивается, откровенно неадекватного поведения уже не встречаем. Наконец-то на горизонте появляется катер с другими ВОСВОДовцами, они принимают от нас мегафон и сразу же мчатся наперерез очередному нарушителю.
Тверь продолжает отмечать 888-летие, мы устало наблюдаем за горожанами с борта лодки. Теперь можно и отдохнуть.
Сергей САВИНОВ, фото автора