Портал «ТОП Тверь» продолжает проект «Добро пожаловать в Церковь», в котором читателям нашего сайта отвечает лично митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.
Владыка Амвросий отвечает не только на самые простые вопросы о церковной жизни, о богослужении, но и на вопросы мировоззренческие, философские — всё, что интересует пытливого читателя. Вопросы разные, но принцип один — они исключительно искренние, часто задаваемые людьми, которые никогда не жили церковной жизнью, не знающие о Церкви ничего или очень мало.
В прошлый раз разговор шел о том, как Христос смог победить смерть, умерев сам. Сегодня поговорим о чувствах верующих, которые остро реагируют на изображения креста.
Читатель спрашивает:
Является ли символ креста везде именно религиозным символом или всё же крест сам по себе, как фигура без религиозного контекста, может использоваться в искусстве, архитектуре и т.д. без опасения, что привлекут за оскорбление чувств верующих?
Отвечает митрополит Амвросий:
Крест, конечно же, для нас прежде всего главный символ христианской веры. Это знак любви Божией, спасения и победы над смертью. Однако нельзя отрицать, что крест как геометрическая фигура или декоративный элемент существует и вне религиозного контекста. Он веками использовался в искусстве, архитектуре, орнаментах разных культур. Существует множество видов креста, не все из которых связаны с христианством. И использование креста вне религиозного контекста далеко не всегда является оскорблением веры.
Проблемы могут возникать только тогда, когда крест намеренно используется в оскорбительном или провокационном виде, когда его специально помещают в неподобающий контекст, желая унизить верующих или оскорбить святыню. В таком случае, конечно, верующие имеют право выразить своё несогласие, а общество — защитить религиозные чувства людей.
Однако само по себе наличие крестообразной формы в искусстве, архитектуре или декоре не всегда носит религиозный характер и не является автоматически оскорблением. Верующие люди должны с пониманием относиться к подобным случаям и различать намеренное оскорбление от простого использования геометрической формы. Вопрос здесь скорее в чувстве меры и взаимного уважения, которое необходимо всем нам — и верующим, и неверующим.