Портал «ТОП Тверь» продолжает проект «Добро пожаловать в Церковь», в котором читателям нашего сайта отвечает лично митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.
Владыка Амвросий отвечает не только на самые простые вопросы о церковной жизни, о богослужении, но и на вопросы мировоззренческие, философские — всё, что интересует пытливого читателя. Вопросы разные, но принцип один — они исключительно искренние, часто задаваемые людьми, которые никогда не жили церковной жизнью, не знающие о Церкви ничего или очень мало.
В прошлый раз разговор шел об ангелах. Сегодня, в преддверии Великого поста, обсудим, зачем в году так много постных дней и кому можно не поститься
Читатель спрашивает:
Зачем почти полгода постных дней и обязательно ли поститься мирянам?
Отвечает митрополит Амвросий:
Действительно, если сложить все многодневные посты и еженедельные постные дни, получится около 180–200 дней в году , когда Церковь призывает верующих к воздержанию. Зачем так много? Прежде всего, пост — это духовная тренировка. Как спортсмен регулярно тренирует тело, так и христианин постами упражняет свою душу в терпении, смирении и молитве. Частые постные периоды помогают нам не забываться, не жить лишь для удовольствий, а постоянно помнить о Боге. Через ограничение в пище и развлечениях мы учимся управлять своими желаниями, а не быть управляемыми ими. Пост напоминает нам о высших ценностях и освобождает время и силы для молитвы и дел любви к ближним.
Важно понимать, что пост установлен не ради самоистязания. Это не запрет на вкусную пищу, чтобы жизнь потеряла радость. Напротив, воздержание делает сердце более чутким к радости духовной. Когда мы немного ограничиваем себя в земном, душа получает пищу небесную — благодать и мир от Бога. К тому же постные дни приурочены к важным событиям церковной жизни: перед Пасхой, Рождеством, Успением Богородицы и другими праздниками верующие постом готовят себя к встрече праздника, очищаясь от суеты. Многовековой опыт Церкви показал пользу такой ритмичной смены воздержания и торжества: после периода поста праздник ощущается еще радостнее и глубже.
Обязателен ли пост для мирян? Церковь предлагает пост всем своим чадам, но относится с пониманием к разным жизненным обстоятельствам. Строгие монастырские уставы поста со временем распространились и на мирян, и Церковь желает, чтобы и мы, живущие в миру, по возможности подвизались в посте не меньше монахов. Однако это идеал, к которому нужно идти с рассуждением. Пост — дело добровольное, «не по принуждению, а охотно» (см. 2Кор. 9:7). Для мирян меру поста обычно определяют индивидуально, с благословения духовника. Церковный устав дает общие правила (например, отказ от мяса и молочных продуктов в постные дни), но степень строгости может быть разной. Кто-то по здоровью не может держать строгий пост — Церковь освобождает больных, беременных, детей. У кого-то тяжелая работа — ему тоже дается послабление. Господь ценит не формальное соблюдение диеты, а наше смирение и желание приблизиться к Нему. Пост телесный без поста духовного бессмысленен: важно одновременно постараться меньше грешить, больше молиться, прощать обиды.
В современном мире посты для мирян – это во многом вопрос совести и любви, а не только обязанность. Никто не придет проверять вашу тарелку. Но добровольный пост – огромная польза душе. Попробуйте начать с малого: соблюдать хотя бы среды и пятницы, основные многодневные посты. Со временем, почувствовав благодатные плоды воздержания, душа сама пожелает большего. Церковь не стремится обременить, а хочет помочь верующим возрастать духовно. Пост — это средство, а не цель. Главная цель – любовь к Богу и ближним, ради которой мы и постимся. Если же человек постится без любви – толку мало. Поэтому пост для мирян не железное требование, а приглашение попробовать пожить по-евангельски глубже. Церковь говорит: испытайте, и увидите, как это благо — очищать душу постом. Постясь искренне, мы не теряем радости, а обретаем ее в Господе.