Портал «ТОП Тверь» продолжает проект «Добро пожаловать в Церковь», в котором читателям нашего сайта отвечает лично митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.
Владыка Амвросий отвечает не только на самые простые вопросы о церковной жизни, о богослужении, но и на вопросы мировоззренческие, философские — всё, что интересует пытливого читателя. Вопросы разные, но принцип один — они исключительно искренние, часто задаваемые людьми, которые никогда не жили церковной жизнью, не знающие о Церкви ничего или очень мало.
В прошлый раз разговор шел о том, всегда ли фигура креста несет религиозный смысл? Впереди светлый праздник Воскресения Христова. Его глубокий богословский смысл мы обсуждали в одной из недавних публикаций о том, как смерть Христа победила саму природу смерти. Сегодня поговорим о более житейском.
Читатель спрашивает:
Почему у нас в храмах на Пасху, в Троицу, Крещение и другие «заметные» праздники так много людей, а в обычные воскресенья мало?
Отвечает митрополит Амвросий:
Действительно, мы часто наблюдаем такую картину: на большие праздники — Пасху, Рождество, Троицу, Крещение — в храмах очень много людей, а в обычные воскресенья верующих существенно меньше. Причина здесь понятна: праздники создают особую атмосферу, напоминают человеку о высоком и светлом, они имеют понятный и глубокий символизм, а люди всегда тянутся к ярким, значимым событиям, хотят приобщиться к чему-то великому. На праздники даже те, кто редко ходит в церковь, стараются прийти, чтобы почувствовать радость и праздничное единство со всеми.
Конечно, отчасти малое количество прихожан по воскресеньям объясняется и жизненными обстоятельствами: многие заняты работой, домашними заботами, люди живут в ритме, который не всегда позволяет им регулярно посещать богослужения. С другой стороны, у нас пока отсутствует полноценная христианская культура воскресного дня, ведь она была практически уничтожена в советскую эпоху, когда ходить в храм стало не нужно, это действие стало непривычным и даже опасным. Люди только начинают постепенно восстанавливать традицию еженедельного посещения храма.
И всё же мы наблюдаем, как постепенно приходят и становятся настоящими членами церковной общины — а ими, по сути, и являются те, кто регулярно посещает храм и причащается каждое воскресенье — всё новые люди. Их не так много, но важно не количество, а качество. Христос не случайно называл своих учеников «малым стадом»: в духовной жизни всегда важнее глубина и искренность веры, нежели количество присутствующих. Поэтому Церковь радуется каждому человеку, который осознанно приходит к Богу и старается сделать воскресенье своей личной Пасхой. Ибо Сам Христос говорил: “где двое или трое собрались во имя Мое, там и Я посреди них”.