Портал «ТОП Тверь» продолжает проект «Добро пожаловать в Церковь», в котором читателям нашего сайта отвечает лично митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.
Владыка Амвросий отвечает не только на самые простые вопросы о церковной жизни, о богослужении, но и на вопросы мировоззренческие, философские — его ответы на все вопросы, интересующие пытливого читателя. Вопросы будут разные, но принцип один — они будут исключительно искренние, часто задаваемые людьми, которые никогда не жили церковной жизнью, не знающие о Церкви ничего или очень мало.
В прошлый раз владыка отвечал на вопрос: что дает поклонение мощам, а сегодня мы поговорим, почему, если у вас на теле много татуировок или цветные волосы, на вас могут косо посмотреть в церкви. И почему эти взгляды — это неправильно.
Наш язык, как и многие другие языки, обладает свойством многозначности слов. Говоря о том или ином явлении в Церкви, мы, как правило, не имеем в виду богословское значение слова – Церковь как Тело Христово – а обозначаем так сообщество, которое по нашему мнению в той или иной мере соотносит себя с Церковью уже в богословском смысле слова. Поскольку вполне очевидно, что Церковь, как продолжение воплощенного присутствия Христа в этом мире, никак не относится к тем или иным культурным знакам самим по себе, то вопрошая о том, почему в церкви негативно смотрят на татуированных людей, прихожан с яркими волосами или пирсингом, мы на самом деле спрашиваем, почему часть окружающих нас людей (как в Церкви, так и вне ее) так остро воспринимает инаковость, так резко реагирует на непривычные культурные символы, так тяжело сживается с трансформациями в обществе.
И ответ на этот вопрос, вероятно, лежит все же не в области церковной, а в области социальной. Потому что, если мы присмотримся внимательно к этой ситуации, мы увидим, что далеко не каждый, кто негативно воспринимает все эти явления, ассоциирует себя с Церковью, и более того, далеко не всякий ходящий в Церковь, столь неприязненно относиться к иным культурам. Вероятно, это все же связано в целом с тем, что в обществе всегда есть своего рода конфликт отцов и детей, иногда он выражается в религиозных символах, иногда в культурных, иногда в иных. Он всегда сопровождает общество, просто иногда он становится более острым, а иногда менее. Мне представляется, важным указать на то, что культурные знаки сами по себе не имеют никакого значения, значение всегда рождается в контексте, а контекст всегда создаётся конкретными людьми. Поэтому, мне представляется необходимым всем нам постараться научиться сживаться с инаковостью, сживаться с тем, что другой человек не такой как я, и не обязан быть таковым. Что одни и те же смыслы могут быть выражены многочисленными способами, и именно смыслы должны быть в центре нашего внимания, а не то, через что они выражаются.