Портал «ТОП Тверь» продолжает проект «Добро пожаловать в Церковь», в котором читателям нашего сайта отвечает лично митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.
Владыка Амвросий отвечает не только на самые простые вопросы о церковной жизни, о богослужении, но и на вопросы мировоззренческие, философские — всё, что интересует пытливого читателя. Вопросы разные, но принцип один — они исключительно искренние, часто задаваемые людьми, которые никогда не жили церковной жизнью, не знающие о Церкви ничего или очень мало.
В прошлый раз читатель спрашивал, куда жаловаться, если священник нарушает заповеди. Сегодня поговорим об ответственности за свой выбор в контексте произошедшей трагедии в школе г. Брянска. Читатель спрашивает:
С каких лет человек несет ответственность за свой выбор? Вот случай в брянской школе показал, что девочка пошла на трагический шаг. Но ведь психика 8-классницы очень подвижна, возраст трудный. Неужели человек от отчаяния решившийся на такой шаг, заслуживает вечной кары?
Отвечает митрополит Амвросий:
Давайте начнем с конца. Все рассуждения о посмертной участи тех или иных людей – всего лишь рассуждения, мы не знаем, как судит Бог, мы не знаем, как обстоят дела на самом деле. Несомненно, рассуждения о Страшном Суде полезны в их педагогическом измерении, но применяя к конкретным людям мы выходим за рамки доступного нам. Только один Бог знает об участи того или иного человека и не нам об этом судить. Поэтому нам не стоит ничего говорить ни об этой бедной девочке, ни о ком бы то ни было другом.
Теперь, когда большой вопрос решен, можно порассуждать об ответственности. Ответственность мы можем рассматривать в нескольких разных смыслах. Есть ответственность за проступки, которые караются государством, в законах которого прописано, с каким возрастом и за что наступает ответственность. Есть ответственность человека за вверенные ему обязанности, которая тоже по-разному бывает в разном возрасте. Но есть ответственность, от которой в полной мере не избавиться, если человек уже способен самостоятельно принимать решения. Это ответственность за последствия этих самых решений. И я имею ввиду не юридический или богословский смысл, а самый что ни на есть приземленный. Если я, например, решаю не есть целый день, то мой организм на это неизбежно реагирует, и я неизбежно отвечаю за это решение. Я могу быть готов к таким последствиям, если я осознанно решаю, например, поститься, но избежать последствий я совершенно не способен.
Мне кажется, что ответственность в этом последнем смысле возникает у людей достаточно рано. Мы, конечно, не можем ожидать от годовалого младенца ответственности за свое питание, это все еще ответственность родителей. Но уже к 5-6 годам человек начинает понимать как его организм реагирует на те или иные его действия. Если мы теперь перенесем эти рассуждения в пространство нравственности, то, мне представляется, что они останутся вполне справедливыми. Невозможно избежать суда собственной совести, поэтому каждый из нас с достаточно раннего возраста в той или иной мере несет ответственность за те выборы, которые мы совершаем ежедневно.