Тверской митрополит Амвросий рассказал о природе появления зла и падших ангелах

13:05

21 февраля 2025

277

Тверской митрополит Амвросий: вещие сны не связаны с мистикой

Портал «ТОП Тверь» продолжает проект «Добро пожаловать в Церковь», в котором читателям нашего сайта отвечает лично митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.

Владыка Амвросий отвечает не только на самые простые вопросы о церковной жизни, о богослужении, но и на вопросы мировоззренческие, философские —  всё, что интересует пытливого читателя. Вопросы разные, но принцип один — они исключительно искренние, часто задаваемые людьми, которые никогда не жили церковной жизнью, не знающие о Церкви ничего или очень мало.

В прошлый раз разговор шел о влюбленности. Сегодня поговорим об интересной теме: ангелах и свободе выбора.

Читатель спрашивает:

«Если однажды один ангел проявил своеволие и стал самим злом, значит, получается, что у ангелов есть свобода выбора, как и у людей? И что такое зло в двух словах?»

Отвечает митрополит Амвросий:

Согласно христианскому учению, ангелы были сотворены Богом как разумные и свободные существа. Они призваны к вечному служению Творцу и исполнению Его воли. Но, как и человек, ангелы имеют свободу выбора — свободу сказать Богу «да» или «нет». Один из высших ангелов, согласно Священному Преданию, пал в гордыню, избрал путь противления Богу и потому стал диаволом, «князем тьмы». По прп. Иоанну Дамаскину, ангелы после падения одних и укоренения в добре других, больше не способны меняться, подобно тому как не способен изменяться человек после смерти, по святоотеческому же учению. Они однажды реализовали свою свободу и с тех пор пребывают в том состоянии, которое избрали. Таким образом, свобода выбора свойственна не только людям, но и ангельскому миру. Именно в этой свободе и коренилась возможность грехопадения, как у людей (Адам и Ева), так и у ангелов (сатана и те, кто последовал за ним).

Что же такое зло, как поставлен вопрос «в двух словах»? Святые отцы учат, что зло — это отсутствие добра, своего рода «пустота», которая возникает тогда, когда отрицается Бог, источник всякого добра и жизни. Оно не имеет собственной позитивной природы, оно паразитирует на добром творении Божием и искажает его. Проще говоря, зло — это отсутствие добра, отсутствие Божественного света, подобно тому, как физическая тьма есть отсутствие света. Когда мы теряем связь с Богом, перестаём жить Его заповедями, в нас начинает действовать разрушительная сила греха, которая, собственно, и есть зло. Но важно помнить, что хотя зло реально действует в мире, оно не вечно и не всесильно: Господь победил грех и смерть Своим Воскресением, и каждый из нас в Церкви приобщается к этой победе через покаяние и единение со Христом.

Можно привести разные образы, чтобы показать природу зла. Один из таких образов — нарушенная иерархия в мире. Например, у автомобиля есть рулевое колесо и ходовая часть. И то, и другое — хорошие, нужные элементы конструкции. Но если мы попытаемся поменять их местами, то разрушим сам механизм, и он перестанет выполнять свою функцию, то есть фактически «станет злом» для своего владельца.

Подобное происходит и в душе человека. Нам даны естественные чувства и желания, например, сексуальное влечение или гнев, призванный защищать нас в опасной ситуации. Когда мы используем эти дары в соответствии с их изначальным назначением, в гармонии с божественным законом, это — благо. Но если нарушаем эту иерархию, ставя на первое место не Бога и разумную любовь к ближнему, а собственные страсти, то сексуальное влечение превращается в похоть, а гнев — в жестокость и убийство. Так добро, будучи «переставлено» с его надлежащего места, искажается и становится источником зла.

Таким образом, зло — это извращённое употребление добрых сил и возможностей, которые Бог даровал своему творению. Оно не обладает собственной самостоятельной природой, а существует лишь как искажение или противопоставление истинному порядку вещей. Но зло обречено исчезнуть перед лицом Божьего света, поскольку Господь не только сотворил мир, но и искупил его, победив грех и смерть Своим Воскресением. Каждому из нас дана возможность возвращаться к правильной иерархии, где Бог занимает главное место, а все наши дары, чувства и мысли выстраиваются по Его заповедям, приносившим миру свет и жизнь.

0

Материалы по теме

Из этой же рубрики