Портал «ТОП Тверь» продолжает проект «Добро пожаловать в Церковь», в котором читателям нашего сайта отвечает лично митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.
Владыка Амвросий отвечает не только на самые простые вопросы о церковной жизни, о богослужении, но и на вопросы мировоззренческие, философские — всё, что интересует пытливого читателя. Вопросы разные, но принцип один — они исключительно искренние, часто задаваемые людьми, которые никогда не жили церковной жизнью, не знающие о Церкви ничего или очень мало.
В прошлый раз читатели спрашивали, как правильно молиться, если лень это делать. Сегодня же, в Великую пятницу, день, когда вспоминаются события смерти Христа на Голгофе, поговорим о той самой смерти и о том, стоит ли ее бояться. Читатель спрашивает:
Христос во время земной жизни знал, что умрет в муках, но знал, что воскреснет. У него была определенность. Как простым людям меньше бояться или вовсе не бояться смерти? Возможно ли это?
Отвечает митрополит Амвросий:
Апостол Павел в первом послании к Коринфянам говорит “если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша” (1 Кор. 15:14). Именно воскресение Христово и превращает нашу смерть в нечто, чего мы не должны бояться с точки зрения, условно говоря, онтологической. Воскресение Христа делает любую смерть не существующей, лишает ее экзистенциального измерения.
В том-то все и дело, что христиане верят, что в связи с тем, что Христос Воскрес, у нас тоже есть определенность. Мы ведь тоже знаем, что воскреснем. Но проблема ведь состоит не в том, что мы боимся смерти, в том смысле в каком должны были бы бояться ее до Воскресения, и даже не в том смысле, в котором ее следует “бояться” сейчас, т.е. быть не готовым к встрече со Христом. Большинство из нас боится смерти как бытового факта. Наша первая мысль, когда мы говорим о смерти – ведет нас в лучшем случае на кладбище, а чаще просто к сожалению о том, что нас не будет здесь, не будет в этой суете, не будет в наших привычках, не будет в нашем доме, не будет, собственно говоря, в быту.
Мне очень близок ответ, который дан в, вероятно, самом замечательном сочинении отца Александра Шмемана – в его дневниках, в записи от 21 февраля 1974 года: “Страх смерти – от суеты, не от счастья. Именно когда суетишься и вдруг вспомнишь о смерти, она кажется невыносимым абсурдом, ужасом. Но когда в душе тишина и счастье – и о смерти думаешь и ее воспринимаешь иначе. Ибо она сама на уровне высокого, «важного», и ужасает в ней несоответствие ее только мелочному, ничтожному. В счастье, подлинном счастье – всегда прикосновение вечности к душе, и потому оно открыто смерти: подобное познается подобным. В суете же нет вечности, и потому она ужасается смерти. «Во блаженном успении» – это значит: в смерти, воспринимаемой счастливым человеком”.