Тверской митрополит Амвросий: может ли дьявол раскаяться, а зло — исчезнуть

13:53

11 марта 2022

4007

Тверской митрополит Амвросий: когда паломничество и поклонение мощам бессмысленно

Портал «ТОП Тверь» продолжает проект «Добро пожаловать в Церковь», в котором читателям нашего сайта отвечает лично митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.

Владыка Амвросий отвечает не только на самые простые вопросы о церковной жизни, о богослужении, но и на вопросы мировоззренческие, философские — его ответы на все вопросы, интересующие пытливого читателя. Вопросы будут разные, но принцип один — они будут исключительно искренние, часто задаваемые людьми, которые никогда не жили церковной жизнью, не знающие о Церкви ничего или очень мало.

В прошлый раз владыка отвечал на вопрос, почему нельзя допускать отношение к святым вещам как к культу, а сегодня мы возвращаемся к метафизическим вопросам о природе добра и зла.

Теоретически дьявол может раскаяться, а зло исчезнуть?

Вопрос о зле, наверное, один из самых древнейших вопросов, когда-либо волновавших человечество. И если первую часть вопроса о дьяволе мы можем совершенно спокойно отбросить, как исключительно сентиментальную и не имеющую особого отношения к реальности, то вторая представляется весьма непростой. Что есть зло? Можно сказать что это отсутствие добра, подобно тому как тьма это отсутствие света. Но вполне ли это отражает наш опыт? 

Когда мы сталкиваемся с темнотой мы сталкиваемся с чем-то нейтральным, чем-то не противящимся нам напрямую. Когда же мы испытываем на себе воздействие зла, то мы испытываем нечто однозначно не нейтральное, нечто активно втягивающее нас или же пытающееся нам противостоять. Зажигая свет в темной комнате мы моментально уничтожаем в нем темноту. Пытаясь нести добро посреди злобы мы сталкиваемся с тем, что она не только не исчезает сразу, но напротив, начинает возрастать. 

Зло не исчезает подобно тому как исчезает тьма, потому что зло это не просто отсутствие чего-либо, но активное действие какой-то личности. Пока эта личность действует злобно, зло присутствует. Поэтому зло может исчезнуть лишь тогда, когда исчезнут его носители. Само по себе оно существовать не может, в отличие от той же темноты. Возвращаясь к изначальному вопросу, можно сказать, что наша христианская надежда состоит в том числе и в том, что в конце времён наступит Царство Бога, где не будет никакого зла, где будет новое небо и новое земля. Мы не знаем, как именно это произойдёт, но верим и надеемся, что так оно и будет, ведь как пишет апостол Павел: «Последний же враг истребится — смерть» (1 Кор. 15:26).

+1

Материалы по теме

Из этой же рубрики