Портал «ТОП Тверь» продолжает проект «Добро пожаловать в Церковь», в котором читателям нашего сайта отвечает лично митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.
Владыка Амвросий отвечает не только на самые простые вопросы о церковной жизни, о богослужении, но и на вопросы мировоззренческие, философские — всё, что интересует пытливого читателя. Вопросы разные, но принцип один — они исключительно искренние, часто задаваемые людьми, которые никогда не жили церковной жизнью, не знающие о Церкви ничего или очень мало.
В прошлый раз речь шла о том, как не потерять Бога во время тяжёлых испытаний. Сегодня поговорим на актуальную семейную тему и затронем обсуждаемый вопрос такого явления как чайлдфри. Читатель спрашивает:
Считается ли грехом супружеской паре не иметь детей по собственному желанию?
Отвечает митрополит Амвросий:
В христианском понимании брак — это таинство, в котором мужчина и женщина соединяются для совместной жизни во Христе. Одной из целей брака является рождение и воспитание детей, участие в творческом замысле Бога о мире. Однако брак не сводится исключительно к деторождению; он также подразумевает взаимную любовь, поддержку и помощь друг другу на пути ко спасению.
Существуют различные обстоятельства, по которым супруги могут принять решение не иметь детей: медицинские показания, психологические трудности, сложные жизненные ситуации. В таких случаях важно, чтобы это решение было принято совместно, с молитвой и рассуждением, возможно, после беседы с духовником.
Однако если отказ от рождения детей обусловлен эгоистическими мотивами, стремлением к комфорту, материальному благополучию или нежеланием брать на себя ответственность, это может свидетельствовать о неправильно расставленных приоритетах и отдалении от христианских ценностей.
Церковь призывает нас к любви и жертве ради ближнего, и дети являются особым благословением и даром от Бога. Поэтому важно внимательно исследовать свои мотивы, обратиться к Господу в молитве за мудрость и руководство.
В конечном счете, каждый случай индивидуален, и решение должно приниматься с чистой совестью, искренним стремлением к исполнению воли Божией и готовностью принять Его благословение в любой форме.
В христианской традиции полноценная семья часто понимается как семья с детьми. Это основано на библейском понимании брака и семьи.
В книге Бытия Бог благословляет первых людей, Адама и Еву, словами: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 1:28). Это благословение указывает на важность рождения и воспитания детей как части Божьего замысла о человечестве. Многие праведники Ветхого Завета, такие как Авраам и Сарра, Исаак и Ревекка, Иаков и Рахиль, были благословлены детьми, и через их потомство Бог осуществлял Свои обетования.
Однако в истории Церкви есть примеры святых, которые сознательно избрали путь безбрачия или воздержания в браке (а, соответственно, и бесчадия) ради особого служения Богу. Например, святой праведный Иоанн Кронштадтский и его супруга Елизавета жили в браке без физической близости, посвятив себя молитве и делам милосердия. Их союз был основан на глубокой духовной любви и общем стремлении к святости.
Такие примеры показывают, что главная цель брака — это взаимная любовь, поддержка и совместный путь ко спасению. Рождение детей является великим благословением, но не единственным призванием в браке. Важно, чтобы решение супругов соответствовало их духовному состоянию и было принято с молитвой и рассуждением.
Церковь признает, что каждый человек и каждая семья уникальны. Если супруги по взаимному согласию решают жить без детей ради служения Богу и ближним, это может быть принято как особый подвиг и не считается грехом. Однако такое решение требует зрелости, духовной глубины и часто благословения духовника.
Таким образом, полноценная семья в христианском понимании — это не только семья с детьми, но и семья, где царит любовь, вера и стремление к исполнению воли Божией. Важно, чтобы супруги искали Божиего руководства в своих решениях и были открыты к тому пути, который Господь приготовил для них.