Портал «ТОП Тверь» продолжает проект «Добро пожаловать в Церковь», в котором читателям нашего сайта отвечает лично митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.
Владыка Амвросий отвечает не только на самые простые вопросы о церковной жизни, о богослужении, но и на вопросы мировоззренческие, философские — всё, что интересует пытливого читателя. Вопросы разные, но принцип один — они исключительно искренние, часто задаваемые людьми, которые никогда не жили церковной жизнью, не знающие о Церкви ничего или очень мало.
В прошлый раз речь шла о том, как понять вечность и нужно ли вообще о ней думать. Сегодня перенесемся «на землю» и узнаем, почему доброта человеческая иногда воспринимается как слабость.
Читатель спрашивает:
Люди воспринимают доброту как слабость. И часто мы можем защитить себя от агрессии других только ответной агрессией. Добротой как-то не получается. Почему так?
Отвечает митрополит Амвросий:
Как слабость доброта воспринимается как правило тем, кто чувствуют свою слабость и неправоту, и потому предпочитают физической силой завоевать то, что им кажется важным. С такими людьми действительно непросто иметь дело, но отвечать на их агрессию агрессией тоже неправильно. Следует все-таки, наверное, сделать различие между агрессией и жесткостью. Если агрессия, имеет в своем основании гнев, злобу, раздражение, то жесткость заключается лишь в непоколебимом стоянии в правде. Агрессия порождает лишь большую агрессию, и почти всегда заканчивается плохо как минимум для одной из сторон.
Бывает, конечно, что это лишь игра мускулами, повышение ставок до тех пор пока одна из сторон не решится просто выйти из игры, но в отличие от покера, здесь грань между трагедией и банальной неприятностью слишком тонка. Ответная агрессия также поощряет агрессивное поведение, одиночная неудача не рассматривается в таком случае как повод изменить свое поведение.
Напротив, жесткий, но неагрессивный ответ дает понять, что здесь агрессия просто не сработает. Другой вопрос, что означает эта жесткость, это непоколебимое стояние в правде. Мне кажется, что прежде всего в отказе соучаствовать в эскалации агрессии, в просто отказе продолжать какое-либо взаимодействие, в выходе из конфликта. В каждом конкретном случае это, конечно, может оказаться непросто. Но если, например, у нас возникает какая-то бытовая проблема, то вместо прямого общения, всегда можно перейти на письменное общение или попробовать решить ее при содействии посторонних посредников. Очень часто люди, ведущие себя агрессивно один на один, вполне примиряются в публичном пространстве с участием других людей. Или наоборот. Без более детального обсуждения каких-то конкретных ситуаций, что-то более общее сказать в этом отношении, представляется не вполне возможным.