Тверской митрополит Амвросий: есть ли Богу дело до наших земных забот

11:51

04 февраля 2022

6260

Тверской митрополит Амвросий: есть ли Богу дело до наших земных забот

Портал «ТОП Тверь» продолжает проект «Добро пожаловать в Церковь», в котором читателям нашего сайта отвечает лично митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.

Владыка Амвросий отвечает не только на самые простые вопросы о церковной жизни, о богослужении, но и на вопросы мировоззренческие, философские — его ответы на все вопросы, интересующие пытливого читателя. Вопросы будут разные, но принцип один — они будут исключительно искренние, часто задаваемые людьми, которые никогда не жили церковной жизнью, не знающие о Церкви ничего или очень мало.

Сегодня владыка ответит на вопрос о воле Божьей: на какие дела эта воля распространяется, как ее понимать? Есть ли воля Божья, например, в том, какого пола родится ребенок? В бытовых человеческих мелочах может быть эта воля и Божье участие, или Бог не вмешивается в человеческие ипотеки, работу и хозяйство, занимаясь делами исключительно высокими — спасением души.  

Вопрос о свободе воле и ее сочетание с Божественным всеведением и Божественной же волей, является один из самых сложных в богословии. Так, например, св. Августина Блаженного вопрос примирения с сосуществованием свободной воли человека и Божественной благодати волновал практически на протяжение всей его жизни. Он посвятил вопросу ряд своих сочинений, которые порой оказывались весьма противоречивыми, однако это представляется неизбежным. К этому вопросу, вероятно, нельзя отнестись иначе как диалектически, то есть приняв обе позиции одновременно. Этот подход помогает нам размышлять в таком ключе: с одной стороны, да, на все воля Божья, Он присутствует во всяком событии, Он определяет все бытие, все существующее. Но с другой стороны, нет, мы не живем в мире Божественного детерминизма, где от нас абсолютно ничего не зависит, а мы лишь механические куклы в театре одного зрителя, являющегося одновременно и режиссером. 

Свобода воли безусловно делает нас уязвимыми ко злу, ведь именно мы выбираем как поступить в той или иной ситуации и, порой, увы, выбираем зло. Богу, как находящемуся вне времени и пространства, все наши выборы известны, в том числе и выборы злые, но от этого они не перестают быть нашими собственными. Что же касается вещей материальных, мы верим, что и тут не обходится без Божественного вмешательства, если это можно вообще обозначить таким словом. Когда мы начинаем рассуждать о том, как Бог вмешивается в нашу жизнь, независимо от того, духовную или бытовую, мы, наверное, представляем себе своего рода управляющего, который ходит по разным учреждениям и проверяет, все ли на своем месте, где следует прибавить, а где убавить. Но такой антропоморфизм (то есть такие размышления о Боге, будто Он поступает в чем-то подобно человеку, подобно тому, как поступили бы мы) весьма ограничен, мы пытаемся как-то уместить в рамки имеющегося у нас опыта нечто ему совершенно не соответствующее, и в итоге приходим к такого рода вопросам, которые предлагают нам ложный выбор. В нашей жизни нет ничего низкого и высокого, но все является неотъемлемой частью нашей жизни, и потому все заботит Бога, но совершенно не в том смысле и не таким образом, как мы себе это могли бы представить.

+1

Материалы по теме

Из этой же рубрики