Портал «ТОП Тверь» продолжает проект «Добро пожаловать в Церковь», в котором читателям нашего сайта отвечает лично митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.
Владыка Амвросий отвечает не только на самые простые вопросы о церковной жизни, о богослужении, но и на вопросы мировоззренческие, философские — всё, что интересует пытливого читателя. Вопросы разные, но принцип один — они исключительно искренние, часто задаваемые людьми, которые никогда не жили церковной жизнью, не знающие о Церкви ничего или очень мало.
В прошлый раз речь шла об отношении Церкви к чайлдфри, сегодня поговорим о схожей теме — об абортах. Читатель спрашивает: если аборт — это убийство человека, почему к ним относятся как к будничному процессу. Или для государства нерожденный человек — это не человек? Тогда к чему запреты и осуждения?
Отвечает митрополит Амвросий:
Церковь испокон веков утверждает священность человеческой жизни с момента зачатия. Мы верим, что каждый человек, зародившийся в утробе матери — это уже полноценный человек, носитель образа Божиего. Церковь учит что человек становится человеком уже в момент зачатия. Поэтому прерывание беременности равносильно прерыванию жизни человека, что и по своей сути, да и по форме является убийством.
Государство и общество в разные времена смотрели на этот вопрос по-разному. В законодательстве многих стран нерождённый ребёнок не обладает полным правовым статусом человека, что отражается в практике и отношении к абортам. Сейчас иногда я в СМИ читаю о том, что де-Церковь идет вслед за государством, и стала говорить о грехе аборта только потому что Государство поставило демографическую политику одним из главных направлений работы. Но это ложь. И во время Советского Союза, когда государство говорило о том что аборты – один из вариантов нормы, и в 90-х, когда открывались тысячи частных абортариев, Церковь громко, насколько позволял ее голос в разные времена, кричала о том что аборт — это убийство. Сейчас нас цитируют СМИ, нас слышно. А до того были брошюры, троицкие листки, проповеди в храмах, молебны, листовки и масса других вещей. Я рад, что сейчас это меняется. Потому что аборт – это убийство.
Причины, по которым аборт стал восприниматься как рутинная медицинская процедура, многогранны. Это и развитие технологий, позволяющих безопасно проводить такие операции, и изменения в общественном сознании, где ценность индивидуальной свободы и личного выбора зачастую ставится выше моральных и этических норм. Кроме того, социально-экономические трудности, отсутствие поддержки для женщин в сложных жизненных ситуациях, страх перед будущим — всё это влияет на принятие решения об аборте.
Запреты и осуждения, исходящие как от Церкви, так и от отдельных членов общества, имеют целью обратить внимание на моральную сторону вопроса и защитить нерождённую жизнь. Однако одних запретов недостаточно. Необходимо создавать условия, при которых женщина не будет чувствовать себя загнанной в угол, а сможет получить поддержку — как материальную, так и духовную.
Важно понимать, что осуждение и обвинение не приводят к решению проблемы, а зачастую лишь усугубляют её. Церковь призывает к милосердию, пониманию и состраданию. Наша задача — помочь людям увидеть ценность жизни, предоставить поддержку и альтернативы, которые позволят им сделать выбор в пользу сохранения жизни ребёнка.
Для государства же вопрос об абортах часто связан с правами и свободами граждан, с медицинскими и социальными аспектами. Законодательство стремится балансировать между разными интересами, что иногда приводит к компромиссам, не отражающим в полной мере моральные ценности.
В конечном счёте, изменение отношения к абортам требует совместных усилий общества, государства и Церкви. Нужно повышать уровень образования, развивать программы поддержки семей, создавать условия, при которых рождение ребёнка воспринимается как радость, а не как бремя. Только через любовь, понимание и совместную работу мы можем надеяться на то, что ценность жизни будет признана всеми, и аборт перестанет быть обычным явлением в нашей жизни.