Портал «ТОП Тверь» продолжает проект «Добро пожаловать в Церковь», в котором читателям нашего сайта отвечает лично митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.
Владыка Амвросий отвечает не только на самые простые вопросы о церковной жизни, о богослужении, но и на вопросы мировоззренческие, философские — всё, что интересует пытливого читателя. Вопросы разные, но принцип один — они исключительно искренние, часто задаваемые людьми, которые никогда не жили церковной жизнью, не знающие о Церкви ничего или очень мало.
В прошлый раз речь шла о том, что запреты абортов малоэффективны. Сегодня из социальной сферы перенесемся в другую. Читатель спрашивает, что такое молитва по соглашению.
Что такое молитва по соглашению? Разве Богу важно количество людей для того, чтобы услышать их просьбу?
Отвечает митрополит Амвросий:
Молитвой по соглашению называют совместную молитву нескольких верующих, объединенных общей просьбой или целью. Обычно такие люди договариваются вставать на молитву в заранее оговоренное время и таким образом в одно время, будучи в разных местах, молятся Богу о чем-то важном всем им. Такая форма молитвы основана на Евангельских словах Христа «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» (Матф. 18:19).
Важно понимать, что молитва по соглашению не является магической формулой или способом “повлиять” на Бога количеством участников. Бог всеведущ и знает все наши чаяния даже без наших слов; Он внимает каждому сердцу, обращенному к Нему искренне и с верой. Апостол Павел говорит: «Бог, Который сотворил мир и все, что в нем… не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду» (Деян. 17:24-25).
Однако в общинной молитве есть особое духовное измерение. Когда верующие собираются вместе во имя Господа, они образуют Церковь — Тело Христово. Совместная молитва укрепляет единство между христианами, помогает пережить присутствие Бога более полно и глубоко. Как сказал Спаситель: «Ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Матф. 18:20).
В мою бытность ректором Санкт-Петербургской духовной академии я духовно окормлял Союз православных предпринимателей. У них была интересная практика. Когда у кого-то из их сообщества случались проблемы (а у предпринимателей это не редкость), они писали об этом в общем чате и все вместе уделяли тут же время молитве Богу с просьбой помочь попавшему в беду собрату. Такая молитва по соглашению учит взаимной любви, поддержке и солидарности. Мы разделяем не только радости, но и скорби друг друга, вместе обращаясь к Богу с нашими нуждами. Это помогает нам выйти за пределы собственного “я”, увидеть потребности ближних и стать инструментами Божией благодати в этом мире.
Что касается количества молящихся, важно не само число, а единство духа и искренность молитвы. Бог смотрит на сердце человека. В истории Церкви мы знаем примеры, когда молитва одного праведника имела огромную силу. Пророк Илия своей молитвой заключил небо, и не было дождя три года и шесть месяцев (Иак. 5:17). С другой стороны, совместная молитва всей общины в День Пятидесятницы привела к ниспосланию Святого Духа (Деян. 2:1-4).
Поэтому нельзя сказать, что Бог “требует” определенного количества людей для того, чтобы услышать просьбу. Но совместная молитва обладает особой силой не потому, что она “влияет” на Бога, а потому, что она преображает нас самих, делая нас более открытыми для Его воли и действию Его благодати.
Иногда практика молитвы по соглашению может принимать формы, вызывающие опасения. Когда такая молитва организуется в рамках закрытых групп или общин, которые отделяются от общей церковной жизни и устанавливают свои собственные правила и учения, это может привести к сектантским тенденциям.
Такие группы могут претендовать на особое откровение или эксклюзивное понимание воли Божией, что противоречит духу смирения и единства, которому учит Церковь. Они могут подчеркивать свою избранность, требовать безусловного подчинения лидерам и отвергать наставления канонического духовенства. Это создает опасность духовного заблуждения и отдаления от полноты церковной жизни.
Церковь призывает верующих быть бдительными и осторожными в подобных ситуациях. Апостол Павел предупреждает: «Ибо такие лжеапостолы — лукавые делатели, принимают вид апостолов Христовых» (2 Кор. 11:13). Также он говорит: «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них» (Рим. 16:17).
Молитва по соглашению должна быть частью общей церковной жизни, осуществляться под руководством священнослужителей и в согласии с учением Церкви. Если община начинает замыкаться в себе, противопоставлять себя другим, отвергать церковную иерархию и традиции, это может нанести вред как самим участникам, так и окружающим.
Важно помнить, что истинная духовная жизнь строится на смирении, послушании и любви к ближним. Совместная молитва должна укреплять единство верующих, а не создавать разделения. Если вы замечаете, что какая-то группа или практика вызывает у вас сомнения или противоречит учению Церкви, следует обратиться за советом к опытному духовнику или священнику.
В конечном счёте, цель молитвы — приближение к Богу и исполнение Его воли. Мы должны быть внимательными, чтобы наши духовные стремления не увели нас в сторону от истины. Соблюдая церковные каноны и пребывая в общении с Церковью, мы можем избежать опасностей и получить истинную пользу для души.