О реформах, проходящих в наших школах, не говорил только очень ленивый: и профессора, и учителя, ну, и, конечно же, родители школяров, которым в полной мере удалось прочувствовать все прогрессивные методики на собственном опыте. Пылкие споры о ЕГЭ, нужен он или нет, также длятся до сих пор.
Насколько нововведения прогрессивны и удачны, покажет время, однако создается впечатление, что без помощи домочадцев не каждому ученику осилить под силу самостоятельно осилить сегодня школьную программу.
Мне, как филологу, порой бывает забавно бывать на домашних, кухонных педсоветах, где папы и мамы демонстрируют свои знания о шедеврах русской литературы. Пушкин, Лермонтов, Гоголь, несомненно, были бы довольны, услышав от них мудрые изречения о своих любимых персонажах. «А что делать?» — пожимают плечами родители. Это необходимо хотя бы для того, чтобы помочь сыну или дочке написать сочинение на сносную отметку. Зато, с минуту поговорив с юными «авторами», начинаешь как-то неловко чувствовать себя перед почившими классиками. Причины самые разные: от лени подростков, до элементарного неумения выражать свои мысли.
У подруги моей матери внучка учится в десятом классе в одной из школ Московского района Твери. К чести бабушки, девушка сама читает все по программе и даже пишет вполне вразумительные литературные работы на заданные темы. Каково же было мое удивление, когда узнал, что Вере Николаевне пришлось-таки однажды выступить в роли автора. Тема: «С чего начинается Родина…»
Как оказалось, не каждому по силам от души и аргументировано рассуждать на эту тему. Причем, подобная задачка стала не по зубам большинству десятиклассников. И Интернет тут мало чем мог помочь с обилием заготовленных шаблонов. Пришлось молодежи обратиться к мудрости старшего поколения. Так что товарищам, которые по долгу службы отвечают за патриотическое воспитание школьников, стоит на эту тему серьезно задуматься. Впрочем, если подобная работа ведется для галочки соответственно полученным циркулярам сверху, то ожидать чего-то дельного от подобной деятельности, конечно, бессмысленно. Скорее последует обратный эффект. С чего начинается Родина, почему мы ее должны любить и беречь – на пальцах или набором трафаретных слов не объяснишь. Вот и получают школяры «пятерку» от бабушки или дедушки.
А на днях, вопреки всем правилам, которые стараюсь не нарушать, пришлось оказаться в роли школяра и мне самому. Почему? Услышав, название темы, просто не смог отказать хорошим знакомым. Это был анализ эпизода довольно-таки сложного прозаического произведения, который нужно было сделать с учетом общей концепции нетленного творения. Если точно придерживаться плана, данного учителем, то за плечами нужно иметь годика этак два опыта работы, три филологического образования. К счастью, они у меня были. В свое время даже диплом на кафедре теории литературы был защищен на «отлично». В общем, я постарался не ударить в грязь лицом. В итоге, сочинение было торжественно зачитано перед всем классом, а десятиклассница оказалась на седьмом небе от счастья.
Правда, ненадолго. Похоже, она, как и я сам, оказались заложниками нашего блистательного литературного опуса. Впереди новые темы и хитроумные анализы, а опускать планку вроде уже негоже. Хотя с трудом верится, что литератор в здравом уме мог поверить, что десятиклассница сама могла написать, что-нибудь подобное. Поэтому, зачем хитрить? Все счастливы и довольны, все всё понимают. В том числе и учителя, которых положение дел устраивает.
Подобная круговая порука по разным вышеперечисленным причинам с каждым днем становится все крепче. Опасно лишь, что наши школьники в скором времени могут совсем разучиться мыслить самостоятельно, благодаря такому халявному опыту. И уже никакие репетиторы не помогут. Поздно будет. «Пятерки» на седьмое небо сыграют злую шутку.