Сегодня никого не удивишь покупками онлайн, бронированием билетов посредством интернета, даже оформить загранпаспорт или подать заявление на регистрацию брака можно с помощью специального интернет-сервиса. Удобно: нет необходимости в многочасовом ожидании в очередях, возне с бумажными документами, не требуется и личный визит в госорганы. Настоящая экономия времени, денег и нервов. Никого не удивляют в 2019 и такие понятия как «телемедицина» и «онлайн-консультации врачей». Что это: очередная попытка заработать на доверчивых гражданах или инновационные технологии, призванные сделать нашу жизнь комфортнее и проще?
Напомним, в октябре на всю страну прогремел скандал, связанный с вручением популярному блогеру Наталье Зубаревой (2,5 млн подписчиков. — ред.) премии «Почетный академик ВРАЛ», которую присуждают за вклад в лженауку. На странице Натальи указано, что она «автор книг» и «основатель Академии», говорится о «превентивной и антивозрастной медицине», а контент заполнен всевозможными советами по избавлению от желудочно-кишечных нарушений, заболеваний кожи, потери волос, псориатических бляшек, включая рекомендации беременным и детям. Только ни одного поста со сканами дипломов и документов, зато много о тарифах и оплате курсов. «МК в Твери» решил разобраться: диагноз по сети — это светлое будущее или смертельная ловушка?
Аспирин не поможет
Валентине Алексеевне Колбасовой 76 лет, всю свою жизнь она проработала фельдшером в сельских и городских больницах, а в конце своей профессиональной деятельности помогала пожилым людям в домах престарелых. Нам она рассказала, что когда пациент приходит к врачу, тот должен первым делом подробно расспросить его относительно имеющейся жалобы. В медицине это называется «собрать анамнез». Вплоть до сведений о подобном недуге у родственников и детей. Важно то, что анамнез позволяет только навести врача на мысль о возможном диагнозе, чтобы назначить человеку необходимый перечень обследований. Но по скайпу или телефону пациента ведь тоже можно расспросить?
Однако Валентина Колбасова неумолима в этом вопросе: цена ошибки в медицинской сфере слишком высока. Бывший фельдшер рассказала нам, как к ней поступила пациентка, которую после первого осмотра уставший врач положил в больницу до дальнейшего выяснения. Однако наша собеседница, ведомая медицинским опытом, не успокоилась и вызвала старушку повторно «на допрос с пристрастием». Фельдшер выяснила, что у пожилой женщины была операция по женской части. Недуг, из-за которого ее оперировали, часто приводит к спаечной болезни (соединительнотканные тяжи, которые появляются между органами вследствие воспалительного процесса. — прим. ред.). Тут медика озарило — у пациентки не что иное, как кишечная непроходимость. Действительно, так и оказалось – и бабушку в итоге отправили на операцию. Будет ли доктор онлайн так переживать за пациента, закончив вызов, если у него нет даже вашей карты болезни – хороший вопрос.
— Был случай, когда к нам поступил больной с алкогольным отравлением, — продолжает Валентина Колбасова. — Что вам скажет родственник по телефону? Вот лежит мужчина в белой горячке, плохо ему, стонет. На деле: осматриваю, начинаю спрашивать, а он за горло хватается. Уточняю. Оказывается, болит. В итоге обнаружила у него гнойный нарыв в горле. Диагноз — заглоточный абсцесс, повезли на операцию. Иначе бы человек мог задохнуться.
Наша собеседница поясняет, что о пациенте многое говорит оценка его внешнего вида: цвет лица, положение тела. Например, если у вас жалобы на боли в животе, то помимо анамнеза нужно провести пальпацию. Один из симптомов, который выдает аппендицит, — это боль в правой подвздошной области при легком постукивании кончиками пальцев по передней брюшной стенке.
— Важна каждая деталь, даже поза! – говорит Валентина Алексеевна. — Как это увидеть по телефону или по тексту? Все упирается в то, что человек описывает нам ощущения своими словами, он не учился на врача. Вот пишет он вам: болит поясница, наверное, вчера сумки тяжелые таскал, посоветуйте мазь. А у него на самом деле болезнь почек и мочевыводящих путей, одним из симптомов которых являются боли в области поясницы или живота. А лично я бы посмотрела, что человек усидеть не может, принимает положение, согнув в суставах ногу, — все это служило бы мне тревожным звонком: а не острое ли это воспаление околопочечной клетчатки? По телефону диагнозы не ставят: это какая-то игра “угадал -не угадал”.
Постановка диагноза — это ювелирная работа. Даже явные признаки могут оказаться ложными, как, например, отек горла. Человеку трудно дышать, сужение горла есть, но только это не грипп и не ОРВИ, а недуг, вызванный вирусными инфекциями. Тогда назначается целый комплекс анализов: от взятия мазков до рентгенографии и фарингоскопии. И теплый чай с медом тут не только не поможет, но и категорически противопоказан.
Также Валентина Колбасова отметила опасность «теле-лечения», когда люди идут покупать препараты, которые им посоветовали с экранов. Она подчеркнула похожую симптоматику различных заболеваний, побочные эффекты, аллергические реакции и совместимость препаратов. Можете ли вы гарантировать, что учтете все эти нюансы? Тут же фельдшер рассказала нам историю о том, что есть разные нарушения сердечного ритма: мерцание предсердия, мерцание желудочка или блокада. Перепутал — смерть.
Или взять те же нестероидные препараты, как диклофенак, которые оказывают сильное побочное действие на ЖКТ, могут вызвать кровотечение, если у человека выраженная язвенная болезнь. Применять один стандарт ко всем пациентам нельзя.
— Часто люди пневмонию принимают за простуду. А кто примет головную боль за онкологию? Был у меня на приеме молодой человек, 30 лет, у которого все в порядке было с давлением, а голова болела постоянно, аспирин не помогает. Оказалось, опухоль, — вздыхает Валентина Алексеевна.
Последнее, на чем фельдшер на пенсии остановилась, это аллергическая реакция. Она вспомнила случай: поступила женщина с температурой, и прежде чем дать ей жаропонижающее, врач поинтересовался переносимостью препаратов, было дано добро. Но прошло немного времени, и пациентка вернулась: стало плохо. Оказывается, она уже в палате вспомнила, что аллергия все-таки есть. Начали срочную реанимацию. Кто бы помог в таком случае онлайн?
К детям – ножками
Педиатр Анна Ульянич, которая сейчас обучается в ординатуре ТвГМУ и работает участковым врачом, столь же категорична к онлайн-консультациям.
— По жалобам онлайн врач может только подсказать, куда вам обратиться, либо проконсультировать по уже поставленному диагнозу, — рассказывает Анна. — Например, если у вас какие-то проблемы гормонального плана, то по сети можно посоветовать сдать определенный перечень анализов. Либо тот же диетолог может прописать стол на основании общих данных и предыдущих заключений. А вот к полноценному приему онлайн-обращение относить нельзя ни в коем случае. Это как минимум безответственно и, уже как максимум, может быть опасно и даже смертельно.
Анна категорически против диагностики онлайн в случаях с детьми, потому что есть острые инфекции, такие как скарлатина, корь, дифтерия. Это болезни, которые приводят к летальному исходу при несвоевременной диагностике. Если родитель напишет педиатру, что у ребенка температура, немного горло болит и небольшой кашель, то на основании этих данных можно выписать абсолютно бесполезное лечение. Потому что никто не заглянет в рот, не осмотрит горло, не проверит кожные покровы. А потом, через два дня, уже будет поздно.
— Если бы врач пришел ножками, как нас учили с первого курса, то все бы закончилось нормально, — поясняет педиатр. — Проблема в том, что многие люди, получив совет из сети, сразу успокаиваются и дальше не двигаются. А врач мог оказаться человеком, окончившим трехмесячные курсы, или он просто описал возможные действия на основании полученных жалоб, а фразу о том, что лучше обратиться к специалисту по месту жительства, обычно люди просто пропускают мимо ушей.
Анна Ульянич как и наша предыдущая собеседница, Валентина Колбасова, подняла тему схожести симптоматики. Например, сыпь у ребенка может быть ответной реакцией на заселение кожи грибковыми микроорганизмами, потницей, разновидностью дерматита, крапивницей, следствием пищевой аллергии, оспой, герпесвирусом 6 или 7 типа, краснухой, парвовирусом В19, корью, «турецкой ветрянкой» и так далее. Сами родители могут не посмотреть вовремя за ушко, на запястье ребенка или подумать, что это раздражение, начитавшись советов с форумов. Детей, у которых пока нет критической оценки ситуации, однозначно ведите в больницу.
Менталитет русского человека таков, что мы терпим до последнего, до последнего же надеемся на чудо — решение ситуации с минимальными затратами. Но стоит ли того потерянное вследствие таких надежд здоровье, а то и жизнь?