Медиахолдинг РИА Верхневолжье запустил рубрику ЭКО РИА, посвященную экологичному образу жизни.
Необходимо привыкнуть к одной очень простой мысли – правильная переработка отходов, от которой зависит (сейчас пафосно будет) будущее всей планеты Земля, начинается в вашем мусорном ведре. От этого ведра до мирового океана, в котором плавают пластиковые острова – прямая линия. Да, все мы, «от кого ничего не зависит» и «кто ничего не решает», каждый день отравляем планету и не хотим этого замечать по двум причинам: 1. Планета большая, ее быстро не угробишь. 2. Один какой-нибудь комбинат за сутки отравляет ее больше, чем один человек за всю жизнь. Да, это так, но итог все равно против нас. Пока мы ищем виноватых и оправдываем свое отношение к окружающему миру, забываем, что жить в нем скоро и правым и виноватым нормально будет невозможно. Простой вывод показывает нам, что сделать мы можем только одно – проанализировать свое мусорное ведро в квартире.
На бытовом уровне мы все еще все делаем неправильно. Большинство из нас. Потому что правильно делать – это неудобно и даже иногда затратно. Зато просто швырять в мусорку все подряд – очень просто и не требует усилий. Вот об этот элементарный психологический айсберг может разбиться не одна мусорная реформа.
Давайте представим несколько ситуаций. У нас большая семья, двое, трое или даже больше детей. У всех комнаты, набитые игрушками, все игрушки работают от двух-трех и более батареек, которые постоянно садятся и которые надо менять на новые. А старые куда? Летят в ведро. Из ведра в контейнер, оттуда в мусоровоз и на полигон. Нам некогда разбираться с этими батарейками. Но представим, что мы где-то прочитали и впечатлились вредом, который наносим нашей планете и решили батарейки собирать и сдавать. Итак, мы завели пустую пятилитровую бутылку или пластиковое ведро, куда летят все ненужные батарейки. Мы довольны собой и ведро стало полным. Куда его девать? Начинаем гуглить и понимаем, что в Твери есть несколько точек, куда можно эти батарейки выбросить, чтобы их потом переработали. Вы забираете это ведро с собой в машину и едете через весь город, чтобы эти батарейки сдать. Стоите в пробке, психуете, потому что обеденный перерыв короткий, а светофоры «длинные», плюетесь на эти батарейки и всю эту окружающую среду. А если у вас нет, к примеру, машины. А теперь взвесьте пятилитровую бутылку, наполненную батарейками? Кто ее повезет в руках? Взвешиваем на бытовом уровне все за и против, и наш гедонист говорит нам, что сознательность – это хорошо, но кроме хлопот ничего не приносит. И это так.
Далее лампочки. Самые вредные и опасные – ртутные. Это лампы дневного света, к которым мы привыкли в офисах и это энергосберегающие лампы (спирали), которые мы вкручивали, заботясь об экологии, до того, как появились светодиодные. Лампочки уже в ведерко не сложишь. Да, перегорают они реже, но вот вопрос, где их хранить и как везти в пункт сдачи, открыт до сих пор. Представьте метровую лампу дневного света – ужасно хрупкую. Попробуйте везти ее из своей квартиры в пункт сдачи, например, в «Леруа Мерлен», в «Южный» и нечаянно разбить в автобусной давке. И если производители говорят, что содержание ртути там минимально и даже при повреждении колбы, вреда на будет, то зачем я везу ее за сто верст, если можно ее прицельно закинуть в ближайший контейнер? Кстати, бытовые энергосберегающие лампочки принимают в сети магазинов «Эдисон» в Твери – буквально на днях увидел, покупая там батарейки.
А градусники? Уж там ртуть самая настоящая и самая опасная. Разбив градусник на ковре, можно его смело выбросить, а комнату опечатать. И не говорите, что весь цивилизованный мир перешел на электронные градусники. Ничего подобного. У большинства граждан до сих пор дома хранятся ртутные термометры. И вот их, если захотите правильно сдать, проклянете все. Я специально прошел этот путь. Градусники в Твери не принимают. Хотя, немного не так. Есть организация, которая принимает, не стану ее называть, если надо загуглите, однако, когда я туда позвонил, мне сказали просто: «да, примем, привозите, только гораздо проще вам его поместить в стеклянную банку, закрыть ее крышкой и закопать в землю». Что в этом случае сделает гражданин? Правильно, начнет искать подходящую банку.
И таких примеров масса. На простом бытовом уровне заниматься сдачей вторсырья не интересно. Макулатура стоит копейки, а копить ее до тонны в квартире кто станет? Кто эту тонну повезет в пункт сдачи? Цена за килограмм около 3-4 рублей. Попробуйте все это накопить, загрузить, отвезти и выгрузить. А резиновые покрышки от автомобилей? Да, есть компании, которые сами могут приехать и забрать или даже выкупить старую автомобильную резину. Для этого надо накопить хотя бы полсотни покрышек, а ради четырех никто к вам не поедет.
Что получается? Вся забота об окружающей среде заканчивается, не начавшись. На бытовом уровне все это не работает или работает только у сознательных граждан, которые тратят время на то, чтобы узнать нужные адреса, скопить вторсырье и потратить время, чтобы его сдать. Многие сейчас сортируют мусор и отделяют пластик. Кто это делает, тот знает – для этого нужно дополнительное место. В маленькой квартире не расставишь ведра для пищевых отходов, для стекла, для пластика, коробку для бумаги. Но даже если так. А куда потом? Спросите у человека, и он вам ответит, что не видит в этом смысла, потому что все равно в контейнере и мусоровозе все смешивается.
На первичном этапе нужна большая и всесторонняя информационная работа. Удивитесь, но огромное число людей вообще не знают, что батарейки или лампочки вредны. Они просто никогда не задумывались об этом. Думаете, кто-то рассматривает значки на этикетках с зачеркнутой урной или разбирается в обозначениях пластика? И все это летит в ведро, потому что в сознании у обывателя есть лишь одно место для мусора. Но ответственность никогда не появляется просто так, людям нужен для этого катализатор. Этим катализатором может быть что угодно, например, даже простое поощрение. Многие помнят, что раньше за сдачу макулатуры государство выдавало новые книги, я сам в детстве за сданные пустые стеклянные бутылки из-под «Кашинской» получал одну целую.
Система стимулирующих мер на этапе сортировки отходов отсутствует в государстве, которое надеется на сознательность своих граждан. И напрасно. Никакой массовой сознательности нет в данном вопросе. И едва ли будет. Нужно просто понимать мировоззрение современного обывателя. Ему по факту не интересен окружающий мир в его устройстве. Это потребитель. Увидев грязное место, он не станет наводить порядок, он пойдет искать чистое и хорошо, если таковым его после себя и оставит. Пусть это будет сказано обидно, но люди ленивы. И об эту банальную лень можно разбить множество крутых глобальных проектов.
Да, постепенно в головах у людей что-то меняется, очень многие люди начинают задумываться об этой связи между своим ведром и каким-то пресловутым озоновым слоем. Таких людей становится все больше, но рост сознательности в пропорции с ростом опасных отходов, которое выбрасывается в общее ведро, несоизмерим. Эту гонку никогда не выиграть без государственного вмешательства. Вы представляете, что эта проблема кажется неподъемной уже на первичном бытовом этапе. А что говорить о дальнейшей цепочке? Ведь на сбор и переработку отходов завязана экономика. Вот некоторые цифры от РБК: 141 миллиард долларов составит объем мирового рынка батареек в 2022 году. В 2017 году в России продали батареек на 35 миллиардов рублей. А знаете. Сколько заработал крупнейший в России завод по переработке батареек «Мегаполисресурс» в том же 2017 году? Всего 7 миллионов рублей.
Сложно закончить оптимистично. Наверное, какой-то существенный сдвиг в этой сфере будет не в наше время, но мы сегодня должны начать обязательно. В мире, где все так стремительно, катализатором всех важных экологических реформ может быть все, что угодно и в любой момент. Мы должны быть подготовлены к этому, мы должны перестать лениться и воспринимать мир потребительски. На данном этапе в схватке сходятся долг и желание, чтобы потом объединиться.
Александр ДЫЛЕВСКИЙ